Page 120 - Журнал "Стиль Жизни" #30 (44) 2020
P. 120
118 ЖИВОПИСЬ БЕЗ КРАСКИ
«Я был очарован светом всю свою жизнь из-за того, какой
эффект он способен производить и какое воздействие оказы-
вает на нас. Когда я нашёл способ однозначно выразить себя
в свете, я воспринял его полностью. Светографика позволяет
разделить белый свет на чистый цвет и на “краски” со светом»
Стивен Кнапп
Кнапп — это блестящий пример того, о чём многие века спо-
рят философы: возможно ли соединить науку и искусство?
«Возможно», — отвечает Кнапп и создаёт инсталляции, которые
делают видимым окружающую нас нематериальную субстанцию
— свет, и превращает его в нечто физическое по своей природе и
одновременно трансцендентное.
Инсталляции Стивена Кнаппа весьма масштабны, но при этом
предельно просты и монохромны. При выключенном свете они не
представляют никакого интереса: просто стекляшки, прикручен-
ные к вертикальной поверхности. И тут возникает вопрос: откуда
берётся эта многообразная палитра цвета, как только зажигается
направленный свет? Всё просто: весь фокус — в дихроическом
стекле.
Световая инсталляции Стивена Кнаппа
Дихроническое стекло
Это стекло содержит многократные микрослои металлических оки-
сей. Наблюдатель, рассматривая изделие из дихроического стекла,
замечает два различных цвета, видных в зависимости от угла зре-
ния на предмет. Например, поверхность, кажущаяся зелёной при
фронтальном освещении, будет казаться красной при боковом.
Отсюда и происходит термин «дихроический», означающий бук-
вально «два цвета».
«Особое удовольствие от работы со светом я испытываю оттого, что
в нашей зрительной памяти не существует ничего подобного. Тот
факт, что на панелях нет краски, а узоры созданы светом, особенно
поражает людей» (Стивен Кнапп)
То, что создаёт Стивен, не планируется заранее, не программиру-
ется с помощью компьютера, а создаётся спонтанно в процессе
работы над произведением. Многомерная композиция — это плод
вдохновения. Эксперименты с новыми покрытиями и методами
ламинирования позволили Стивену увеличить диапазон палитры и
получить больший контроль над цветом.
Коль скоро светографике удалось объединить искусство и науку,
то можно только предполагать, какие возможности откроются
перед художниками со временем. Меняются свойства материа-
лов, расширяются возможности фототехники, стираются границы
невозможного. Кто знает, может, однажды мы сможем увидеть
Стивен Кнапп в процессе монтажа невидимое.
инсталляции для световой выставки