Page 130 - Журнал "Стиль Жизни" # (50) 2022
P. 130

122     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ


































            Куинджи А. И. «Солнечный свет в парке» 1908 год  Владимиров И. А. «На крыше. А.И. Куинджи кормит голубей» 1910 год


            Невероятно продуктивный худож-       вые заметки свидетельствуют, что        Выставки Куинджи, как груп-
            ник начал писать свои пейзажи        за первую работу «На острове Вала-   повые, так и авторские, всегда
            буквально непрерывно, и все хол-     аме» коллекционер отдал в 1873 г.    пользовались невероятной попу-
            сты находили покупателей. Однако     375 рублей. За «Забытую деревню»     лярностью. Архип Иванович умел
            жили Архип с Верой скромно. День-    в следующем 1874-м было упла-        подогреть интерес, начиная «гото-
            ги раздавали неимущим, а в не-       чено уже 600 рублей. Ещё годом       вить» публику за несколько месяцев
            скольких принадлежащих Архипу        позже за два полотна «Чумацкий       до развертывания экспозиции. Ска-
            квартирах приютили нуждающихся       тракт в Мариуполе» и «Степь в цве-   жем, в 1880 г., задолго до персональ-
            друзей.                              ту» — 1500 рублей. В 1879-м гонорар   ной выставки, художник зазывал
               Вера оставила карьеру пианист-    снова вырос: за три картины «Се-     в свою мастерскую видных писате-
            ки, посвятила себя мужу. Она сама    вер», «Берёзовая роща» и «После      лей, художников и учёных, чтобы
            вела хозяйство: готовила, убирала,   дождя» Куинджи получил 6500 ру-      продемонстрировать им картину
            во всём помогала Архипу.             блей. Наконец, в 1882 г. полотно     «Лунная ночь на Днепре» и расска-
               К моменту обретения статуса       «Днепр утром» Третьяков оценил       зать, как её встретили другие зна-
            семейного человека Архип уже стал    в беспрецедентную сумму 3000 ру-     менитости. Впечатления статусных
            профессиональным и востребован-      блей.                                гостей просачивались в прессу, как
            ным художником. Хотя Академия           В магии Куинджи много под-        и тот факт, что полотно приобрел
            художеств поддалась напору мо-       даётся вполне научному объясне-      за колоссальную сумму в 5000 ру-
            лодого таланта не сразу. Когда его   нию. Архип Иванович хорошо знал      блей великий князь Константин
            в очередной раз не взяли на обуче-   профессоров Санкт-Петербургского     Константинович.
            ние, художник выставил на Акаде-     университета химика Дмитрия             Результат превзошёл самые сме-
            мической выставке картину «Та-       Менделеева и физика Федора Петру-    лые ожидания: с 30 ноября по 14 де-
            тарская сакля». Полотно отметили     шевского. С их помощью он осно-      кабря 1880 г. выставку Куинджи
            званием «неклассный художник».       вательно разобрался в распростра-    посетили почти 13 тысяч человек.
            Архип попросился в Академию          нении волн, в том числе световых.    А с 15 января по 21 февраля 1882 г.
            вольнослушателем, и к 1868 г. мечта   Внимательно следил и за новыми      увидеть в здании Общества поощ-
            осуществилась.                       изысканиями в астрономии, дружил     рения художеств полотна «Днепр
               Современники называли Куин-       с Николаем Морозовым. Николай        утром», «Берёзовая роща» и «Лунная
            джи «художником света». Он один      Александрович как-то заметил,        ночь на Днепре» пришли более де-
            способен был так тонко передать      что картина «Украинская ночь»        вяти тысяч человек. Такая популяр-
            поток света. Завистники припи-       «пленила его не только своим лун-    ность не снилась даже самым лю-
            сывали ему применение «лунных        ным светом и всей тихой красотой     бимым в народе пейзажистам того
            красок», тайных обрядов, служе-      лунной ночи, но также, как астро-    времени — Ивану Айвазовскому,
            ние тёмным силам. Как бы там         нома, и тем, что звёзды стояли все   Юлию Клеверу и Руфину Судковско-
            ни было, с середины 1870-х карти-    на своих местах, в своих созвездиях,   му. Перещеголял Куинджи разве что
            ны художника стоили невероят-        а не были случайно натыканы в раз-   баталист Василий Верещагин, вы-
            но дорого. Многие произведения       ных местах, как часто бывает у дру-  ставку работ которого в конце 1883 г.
            купил Павел Третьяков. Его черно-    гих художников».                     посетили больше 30 тысяч человек.
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135