Page 140 - Журнал "Стиль Жизни" # (50) 2022
P. 140

132     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            КУЛЬТУРА И МИР



            КАЛА-КОРЕЙШ
            Это село называют заброшенным. Хотя на самом деле       гуннов, которые, однако, не тронули Кайтаг. В VII веке
            экс-столицу крупнейшего средневекового феодального      пришла новая напасть — принявшие ислам арабы.
            владения — Кайтагского уцмийства — поддерживают           Бились насмерть. Арабам никак не удавалось удер-
            в чистоте и порядке, даже понемногу восстанавливают.    жать власть. Покорённые кайтаги восставали и раз
            Нас встретил колоритный гражданин, назвавшийся по-      за разом сбрасывали посаженного эмира. В XI веке
            томком местных жителей. Он сходу предложил попить       власть кайтагского уцмия распространилась на сосед-
            кофе, полакомиться турецкими сладостями и послушать     ние даргинские села. С тех пор Хайдак стал всё чаще на-
            его историю о кладбище с могилами уцмиев XII–XIX ве-    зываться Хайдак-Дарго или Уцми-Дарго. Но тут пришли
            ков и мечеть XI века.                                   монголы. Тамерлан значительно проредил население
               По преданиям, основали село люди, приплывшие         Хайдага. Мужчин перебили, начался период межнаци-
            сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах     ональных браков. Уже следующее поколение местных
            вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к кото-     жителей имели тюркские и монголоидные черты.
            рому и швартовались корабли. Непроизносимое сло-          Кайтагцам не привыкать. Они и к вероисповеданию
            восочетание «Кайтагское уцмийство» отсылает к влия-     исторически относились терпимо. Жители открыто
            тельному феодальному государству кайтагцев и южных      проповедовали и христианство, и иудаизм, и ислам.
            кумыков, существовавшему с V по XIX век. Уцмийство      В X веке один из правителей Хайдака исповедовал все
            занимало территории современных Кайтагского и Да-       веры. В пятницу он молился вместе с мусульманами,
            хадаевского районов и часть Сергокалинского, Дербент-   в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами.
            ского и Каякентского районов.                             Как ни странно, самое тяжёлое испытание на долю
               Перевести титул «уцмий» наш провожатый не смог.      жителей Кала-Корейш выпало в 1944 — Сталин депорти-
            То ли «именитый» (и тогда корень — турецкий), то ли     ровал их в Чечню в пустующие чеченские аулы. Люди
            «брат» (и тогда слово даргинское), то ли искаженное     начали возвращаться только в середине 1950-х. Причем
            арабское «усама» — «лев». Важно, что местные предста-   мало кто соглашался снова осесть в горах, выбирали
            вители субэтноса кайтагцев образовали свое «уцмий-      равнину. Так село окончательно опустело.
            ство», в котором власть переходила к старшему в роду.     Теперь сюда поднимаются только учёные и паломни-
            В начале нашей эры этот регион входил в состав Кавказ-  ки, чтобы своими глазами увидеть Джума-мечеть XI века
            ской Албании с очень пёстрым национальным соста-        и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгроби-
            вом. В III столетии сюда двинулись таты — переселенцы   ями XI–XIX веков. Как-никак это один из первых форпо-
            из сасанидского Ирана. Веком позже вторглись племена    стов распространения ислама на Северном Кавказе.
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145