Page 52 - Журнал "Стиль Жизни" # (51) 2023
P. 52

48     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ



                                                                                      Автопортрет со свечой
                                                                                      (офорт, акватинта, 1860)



























            Почаевская лавра с запада (акварель, 1846)

            удалось себя проявить. Вскоре он        По-настоящему мечта учиться
            пошёл на повышение — стал «казач-    искусству сбылась в 17 лет, даже
            ком»: подавал господам шубы. В сво-  с лихвой. Энгельгардт переехал
            бодное время рисовал, конечно.       в Петербург и взял с собой прислу-   «Тот же Энгельгардт увидел у Нечи-
            Однажды так увлёкся копированием     гу. Шевченко определили в артель     поренка работу своего крепостного
            с открытки портрета атамана Плато-   декоратора Василия Ширяева: Тарас    артиста, которая ему, верно, очень
            ва, что пропустил возвращение ба-    мешал охру да подносил краску        понравилась, потому что он начал
            рина. Хозяин, правда, не заругался,   художникам. А в свободное время     употреблять его для снятия портре-
            а наоборот — оценил копию, даже      по-прежнему писал акварельные        тов с своих любимых любовниц,
            решил сделать из Тараса домашнего    портреты. Изображал всех, кто        за которые иногда и награждал
            живописца. И отправил на обучение    «попадал на карандаш». Позднее       рублём серебра, не более».
            к местному художнику.                сам вспоминал об этом времени так:      Чтобы совершенствовать свои
                                                                                      навыки, по ночам Шевченко ходил
                                                                                      к более надёжным и терпеливым
                                                                                      «натурщикам» — срисовывал ста-
                                                                                      туи в Летнем саду. Летом 1835 года
                                                                                      во время одной из таких прогулок
                                                                                      в парке он познакомился с учени-
                                                                                      ком Академии художеств Иваном
                                                                                      Сошенко. Наброски крепостного
                                                                                      впечатлили. Работы Тараса в очеред-
                                                                                      ной раз повернули линию его жиз-
                                                                                      ни. Сошенко рассказал о странной
                                                                                      встрече своим мастерам — Алексею
                                                                                      Венецианову и Карлу Брюллову. Ху-
                                                                                      дожники заинтересовались, пригла-
                                                                                      сили Шевченко на встречу. А после
                                                                                      разговора приняли решение помочь
                                                                                      парню получить образование. Дело
                                                                                      было непростое, практически не-
                                                                                      решаемое: крепостные крестьяне
                                                                                      не могли быть студентами Акаде-
                                                                                      мии художеств.
                                                                                         Тарас подступившими и тут же
                                                                                      отодвинутыми возможностями был
                                                                                      и опьянён, и раздосадован. Благо,
                                                                                      вал работы не позволял особенно
                                                                                      рефлексировать. Он как раз с ху-
            Дары в Чигрине 1649 года (бумага, тушь, 1844)
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57