Page 128 - Журнал "Стиль Жизни" #31 (45) 2021
P. 128
124 БАШНЯ ИЗ ЧЕРНОГО ДЕРЕВА
Описывая жизнь в Котминэ и диалог Дэвида с художником,
Фаулз как будто экзаменует читателя, хорошо ли тот ориентиру-
ется в живописи и понимает ли, о чем на самом деле идет речь.
Так, описывая одну из девушек, живущих в поместье, Бресли
упоминает, что она возомнила себя Лизи Сиддал. Историю
Элизабет знают все, но мало кто помнит ее имя. Именно она
изображена на картине Джона Милле «Офелия». Именно ее
знаменитый прерафаэлит довел до пневмонии, заставляя пози-
ровать, лежа в едва теплой ванне. И это именно она покончила
с собой, переборщив с лауданумом — популярной в XIX веке
спиртовой настойкой опиума.
«Башня из черного дерева» — это анализ искусства, его смысла,
принятия, бессмертия и забытья. Что приходит на смену вели-
ким полотнам? Почему какие-то имена остаются в истории, а
другие пожираются временем?
— Создавать — значит говорить... Искусство есть форма
речи. Речь должна опираться на то, что нужно человеку, а
не на абстрактные правила грамматики. Ни на что, кроме
слова. Реально существующего слова.
Дж. Фаулз. Башня из черного дерева
Офелия (1852г.) Джон Милле
Бресли презирает абстракцию, считая ее трусостью и стыдом.
Абстракционисты боятся живого человеческого тела, его души и
проявлений. Линии, цвета, причудливые формы... За всем этим,
по мнению старого художника, нет ни отчетливой мысли, ни
желания раскрыться перед зрителем, показать ему часть самого
себя, потому что современное искусство боится быть понятым.
— Хорошую картину никогда не забываю, Дэвид. — Он
снова посмотрел в сад. — Имена — да. Но что значит имя?
Почти ничего. — Он указал большим пальцем на картину
Брака и подмигнул. Изображение-то, мол, остается, а это
— главное.
Дж. Фаулз. Башня из черного дерева