Page 102 - Журнал "Стиль Жизни" #33 (47) 2021
P. 102
96 | СТИЛЬ ЖИЗНИ КНИГА
«Всей силой на свете вы не можете среди апостолов, кто имел хороший
превратить жаждущего мести в дру- дом и земли. Он был прекрасно обра-
га…Силе вполне под силу предотвра- зован, за что и был выбран казначеем
тить — пока что — наше тотальное братства.
уничтожение». «Неужели, — писал Шмуэль в тетра-
На протяжении всего своего суще- ди, — неужели не нашлось ни одного
ствования иудеи спасались и выжива- верующего, который бы задал себе во-
ли. Ни одна нация на земле не вызывала прос: возможно ли, что человек, про-
столь дружного неприятия и столь давший своего Учителя за ничтожную
единогласного стремления наказать, сумму в тридцать серебряников, сразу
убить, уничтожить. В любом природном же после этого повесился от горя?
катаклизме или эпидемии оказывались Никто из апостолов не умер с Ииусом
виноваты евреи. На них вымещали Назарянином. Иуда был единственным,
злость от беспомощности перед проис- кто не хотел больше жить после смер-
ходящим. Евреи стали удобной нацией, ти Спасителя». «Иуда» Амос Оз
против которой можно объединить, В стенах старого дома, где царит
как это было в нацистской Германии. тишина и, кажется, что можно услы-
Амос Оз пытается ответить на вопрос: шать шелест тягучего хоровода пыли,
«Почему именно евреи?» И находит от- Шмуэль Аш делает вывод, что Иуда не
вет в Евангелии. В том самом поцелуе, предатель, а фанатик, чья вера в идею
который роковым образом лег на весь сильнее здравого смысла. Он хочет
иудейский народ. По мере распростра- спасти человечество, а для этого нуж-
нения Христианства, как-то позабы- на воскресшая жертва. Не было бы
лось, что Иисус был евреем, и апостолы Иуды, не было бы Распятия, а значит
были евреями. Католическая церковь и самого Христианства.
Амос Оз не первый, кто пытается
«Каждый раз, когда я садился превратила их в светловолосых голу- оправдать Иуду или разобраться в его
боглазых европейцев. И только Иуда
писать эту книгу и думал сохранил черты своей национальности. роли в Христианстве. Но, пожалуй,
об Иерусалиме, я слышал Он стал олицетворением всего еврей- только в его случае вся история вы-
звук виолончели, одиноко ского народа. Жадный, алчный преда- глядит не просто философским или
теософским рассуждением, а необхо-
тель, которому хватило 30 серебряни-
играющей зимним вечером» ков, чтобы отправить своего Учителя димым исследованием. Исследованием
на крест. В переводе на современные юноши Шмуэля в декорациях древне-
деньги 30 серебряников это пример- го города, где каждый камень может
Амос Оз. но 500 евро. Деньги немаленькие для стать свидетелем проклятия одного
простого рыбака, как, например, Петр, народа, когда-то обвиненного в преда-
но не для Иуды. Он был единственным тельстве.