Page 176 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 176

170     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ


            ВЯЧЕСЛАВ ГОРДЕЕВ:                                                                                                                  ДЕНИС РОДЬКИН:



            «ГЛАВНОЕ СЧАСТЬЕ ДЛЯ НАС — ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ!»                                                                                     «НА КИПРЕ ЧУВСТВУЕШЬ ЛЮБОВЬ К БАЛЕТУ!»


            Выдающийся танцовщик, солист Большого театра, балетмейстер, хореограф, журналист,                                                  Интервью с российским артистом балета, премьером
            театральный режиссер и педагог… Вот уже 40 лет Народный артист СССР Вячеслав                                                       Большого театра РФ Денисом Родькиным.
            Гордеев возглавляет Государственный театр «Русский балет».
                                                                                                                                               Стиль Жизни: Денис, Вы, случайно,    в тройку самых горячих стран по при-
                                                 бединое озеро» и «Щелкунчик».        СЖ: В свое время Вы сказали, что                         не подсчитывали, сколько раз Вы      ему. На первое место я бы поставил
                                                 Казалось бы, история с детства       театр балета делают не солисты,                          танцевали в «Лебедином озере»        Китай — там ты только вышел на сцену,
                                                 знакомая — но всё по-другому. Чем    а кардебалет.                                            принца? Например, известно, что      и уже весь зал хлопает тебе на протя-
                                                 Вы руководствуетесь, когда «расска-  ВГ: Это действительно так. Очень                         Николай Цискаридзе исполнил пар-     жении всей вариации. На втором ме-
                                                 зываете» балет по-своему?            трудно подобрать артистов и по росту,                    тию Щелкунчика 101 раз!              сте — Япония, на третьем месте — Кипр,   штабном спектакле «Ромео и Джу-
                                                 Вячеслав Гордеев: Вы правы абсолют-  и по физическим данным, и по лицам —                     Денис Родькин: «Щелкунчик» идет      а на четвертое место я бы поставил   льетта». Эту партию мне хотелось бы
                                                 но: все спектакли в театре идут в моей   чтобы они смотрелись органично и вы-                 в конце года и легче считать (улыбает-  Италию. Видимо, жаркие страны — жар-  станцевать и прочувствовать! И — сто
                                                 авторской редакции. Скажу без громких   зывали радость от общения с ними.                     ся), а «Лебединое» показывают посто-  кие и по темпераменту живущих здесь   процентов — в редакции Леонида
                                                 слов: я пытаюсь сохранить наше клас-  И не важно, будут ли они танцевать «ле-                 янно — в течение сезона, круглый год,   людей, и это сказывается на публике.   Михайловича Лавровского: она самая
                                                 сическое наследие и традиции русского   бедей» или «Мазурку» — они должны                     иногда даже в отпуске. Но мне ка-    Но также чувствуется и любовь к балету.  лучшая и приближенная к сюжету
                                                 балета для будущего поколения. Но при   быть актерами! Их учат носить костюм,                 жется, что раз 80 принца я уже точно                                     Шекспира и музыке Прокофьева. Но эта
                                                 этом понимаю: за время, пока спек-   держать осанку и манеру соответствен-                    станцевал!                           СЖ: Вам довелось выступать на       редакция идет только на сцене Мари-
                                                 такль существовал, образовалось много   но страны и века. И только тогда они                     Самое удивительное другое — ког-  самых разных площадках мира. На     инского театра — поэтому хотелось бы
                                                 «налета». Это, как золотая или серебря-  считаются профессионалами.                           да приезжаешь выступать с какой-то   какой сцене Вам танцевалось осо-    станцевать ее именно здесь.
            Коллектив можно смело назвать между-  ная вещь — ее надо почистить и отпо-   Где бы я ни работал — в Большом                       новой труппой, везде — своя редакция,   бенно вдохновенно и радостно по     Что касается других сцен, то это, ко-
            народным: в составе труппы — артисты   лировать, чтобы она снова заиграла   театре или здесь, в «Русском балете»,                  а значит нужно постоянно что-то учить   энергетике? Какую партию и где Вам   нечно же, Grand Opera — кто же не меч-
            из Японии, Италии, Кореи, Монголии,   всеми красками!                     после спектакля я всегда собираю всю                     и концентрироваться на новом.        хотелось бы станцевать?             тает выступить в Парижской опере?
            Америки и Австралии, а двери театра     Не забывайте, раньше спектакли    труппу на сцене и устраиваю «разбор                                                           ДР: Если брать весь мир в целом, то,   Там потрясающая редакция «Баядерки»
            открыты для всех без исключения      создавались даже не на один вечер —   полетов»: делаю замечания, говорю                       СЖ: Вас сегодня потрясающе при-      конечно, Большой театр — для меня   Рудольфа Нуриева. Но и «Ковент-Гар-
            талантливых исполнителей. Объездив   дворянам, царям-королям и властьи-   о том, что состоялось, а что было пло-                   нимали: зал реагировал бурными       самый главный, самый «намоленный»   ден» (Королевский театр в Лондоне),
            с гастролями полмира, на Кипре театр   мущим не надо было спешить на      хо — такое тоже бывает.                                  овациями, зрители провожали          и родной. И не только потому, что это   и Эй-Би-Ти (прим. старейшая в Америке
            «Русский балет» Вячеслава Гордеева   уходящий автобус или последнюю                                                                стоя… Где легче выступать — дома     основное место моей работы и творче-  и одна из лучших трупп в мире) — это
            побывал впервые — по приглашению     электричку, рано вставать и идти на ра-  СЖ: Есть ли у балета будущее?                        или на гастролях?                    ства. В этом театре танцевали великие   все по-своему великие сцены, на кото-
            компании Atria Music.                боту. Они могли позволить себе два-три   ВГ: У балета будущее есть всегда! Сейчас             ДР: В Москве публика более привычная   танцовщики, и для меня выходить на эту   рых мечтает станцевать любой артист
                                                 вечера приходить в театр, потом отдох-  какая-то полоса способной молодежи                    ко всему — обширный классический     сцену — всегда очень ответственно.  балета.
            Стиль жизни: Вячеслав Михайлович,    нуть от этого зрелища и прийти снова.  по физическим данным: очень красивые                   репертуар, много современных поста-    По поводу ролей, присзнаюсь: мне
            40 лет для театра — много это или мало?  Сейчас темп поменялся, жизнь не   фигуры, мыщцы, приспособленные для                      новок. Что касается заграничных га-  31 год, и единственная роль, которую   СЖ: Что бы вы пожелали себе и Ва-
            Вячеслав Гордеев: Сорокалетие —      стоит на месте: новые технологии, рит-  занятий балетом, стопа, выворотность,                 стролей, то я смело могу записать Кипр   я пока не станцевал, это Ромео в мас-  шим зрителям?
            праздник, который, как правило, не   мы, впечатления. Все это накладывает   шаг. Мальчики высокие стали — раньше                                                                                            ДР: Прежде всего, хочется всем поже-
            справляют, если это касается человека.   отпечаток на зрителей. Они живут в се-  это было проблемой. Кстати, и в Китае,                                                                                     лать здоровья, потому что мы сейчас
            Но мы провели скромный юбилей. Поче-  годняшнем дне — а мы выносим им на   и в Японии тоже — как начали мясо есть,                                                                                          живем не в самое простое — я бы
            му скромный — потому что нельзя было   сцену пыльную декорацию начала про-  так все очень выросли и ноги выровня-                                                                                           даже сказал, в самое страшное время
            пригласить всех тех, кого бы мы хотели   шлого века. Будет ли такой спектакль   лись. Но у нас мясо всегда ели (смеется).                                                                                   на моей памяти! Хотелось бы, чтобы
            и кто бы с удовольствием приехал.    интересен по зрительному восприятию?    А если серьезно, надо понимать, что                                                                                            2022 год был переломным — исчезли
            Надо понимать, что последние два года   При этом я совершенно не исключаю   балет — очень трудная профессия. И тут                                                                                          все эти болячки и коронавирус, кото-
            [пандемии] были для всех нас катастро-  ту хореографию, которую поставили   надо выбирать. Во время гастролей                                                                                               рый мешает всем полномасштабно
            фой. Трудно было заниматься по квар-  великие мастера — Морис Петипа, Алек-  в Америке в 1974 году я познакомился                                                                                           жить, а балетным — делать спектакли
            тирам, не ходить в театр, не ощущать   сандр Горский, Лев Иванов. Создавая ее,   с Джорджем Баланчиным и его New-York                                                                                       и радовать публику, с воодушевлени-
            пространство сцены, не выступать перед   они вложили все свое творчество, весь   city ballet. Меня тогда поразило, что Балан-                                                                               ем занимаясь своей работой! Поэтому
            зрителем. Это, пожалуй, самое тяжелое   талант. Это то, что сделало «Лебединое   чин не то, чтобы запрещал, но не любил,                                                                                    самое главное — будьте здоровы!
            испытание для артиста балета!        озеро» самым известным спектаклем    когда кто-нибудь из девочек выходил
               Тем не менее, мы провели этот юби-  в мире. Девушка-лебедь — образ, кото-  замуж. Он говорил: «Вы предаете балет                                                                                         ВЕРИМ, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ
            лей и даже отметили его несколькими   рый прошел через века, и мы должны   тем самым». А я с ним спорил: «Как же так?                                                                                       НА КИПРЕ!
            премьерами, потому что для театра са-  это сохранить. Я лишь «спрессовал»   Ведь каждая женщина мечтает создать
            мое главное — чтобы были премьеры!   спектакль — за счет изменений мезан-  семью, иметь детей». Но Баланчин стоял
                                                 сцен, сокращения длиннот — не хорео-  на своем: «Либо человек работает в бале-
            Стиль жизни: Кипрские зрители уви-   графических, а, скорее, пантомимных.   те, либо…» И в этом есть доля истины.
            дели (на сцене Pattihio в Лимассоле,   И, как видите, спектакль воспринимает-  Главное счастье для нас — это выхо-               Беседовала Юлия Вертова.
            Муниципального театра Никосии        ся публикой всегда хорошо, куда бы мы   дить на сцену! Когда полный зал, когда
            и театра Markideio в Пафосе) самые   его ни возили — даже в Индию, в кото-  публика аплодирует, когда нет свобод-
            знаменитые русские балеты — «Ле-     рой балет только начинается.         ных мест — это счастье для артиста!
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181