Page 124 - Журнал "Стиль Жизни" # (49) 2022
P. 124

120     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            СТИЛЬНЫЕ ВЕЩИ


























            передавали свою свирепость и силу    гатства и кичливости. Только цуба    в каком бы состоянии не был воин,
            мечу. Цуба и остальные предметы      и остальные элементы прибора         первым делом он чистил и «умас-
            прибора всегда объединяла одна       меча остались средством самовыра-    ливал» свой меч. Процедура была
            тема, говорившая и о мече, и о его   жения. Эти декоративные элементы     сродни медитации. Требовала вре-
            владельце.                           не были упразднены. Поскольку        мени, внимания и терпения. Пер-
               Особого расцвета искусство        служили чем-то вроде резюме. Сой-    вым делом самурай снимал рукоять,
            убранство меча достигло во время     дясь в поединке, самураи получали    чтобы убедиться, что на хвостовик
            правления Иэясу Токугава, который    представление друг о друге, просто   не попала кровь. Сделать это было
            издал приказ, что ножны и обмотки    взглянув на цубу противника.         довольно просто. Выбивалась меку-
            рукоятей мечей всех буси — саму-        Как уже говорилось, меч был       ги, бамбуковый штырь, фиксирую-
            раев должны быть черными, чтобы      олицетворением души самурая          щий рукоять на хвостовике, и меч
            оформление катаны не служило         и требовал соответствующего          оставался «голым». Все оружие
            инструментом демонстрации бо-        внимания и заботы. После битвы,      тщательно обмывали, а затем насу-
                                                                                      хо вытирали специальными хлопко-
                                                                                      выми платками. На этом процедура
                                                                                      не заканчивалась. Чтобы защитить
                                                                                      метал от коррозии, клинок и хво-
                                                                                      стовик обрабатывали гвоздичным
                                                                                      маслом. Никакое другое для этого
                                                                                      не годилось. Рукоять устанавлива-
                                                                                      ли обратно на хвостовик, вбивали
                                                                                      мекуги для фиксации и меч отправ-
                                                                                      лялся в ножны. Ножны для самурай-
                                                                                      ских мечей изготавливались только
                                                                                      из древесины магнолии. Эта порода
                                                                                      дерева имела свойство не искрив-
                                                                                      ляться и не гнуться после соприкос-
                                                                                      новения с водой. Среди самураев
                                                                                      бытовало выражение: «Твой меч
                                                                                      пахнет гвоздикой». Это было что-то
                                                                                      сродни похвалы. Говоривший пони-
                                                                                      мал, что оружие недавно побывало
                                                                                      в бою.
                                                                                         У меча самурая было и свое за-
                                                                                      конное место, кроме, разумеется,
                                                                                      руки самого самурая. Приходя дом,
                                                                                      воин никогда не клал меч на пол
                                                                                      или стол или еще куда-нибудь. Меч
                                                                                      водружался на специальную под-
                                                                                      ставку катанакакэ, к которой в свою
                                                                                      очередь было не менее почтитель-
                                                                                      ное отношение, чем к алтарю. После
                                                                                      смерти воина оружие хранилось
                                                                                      в доме, как летопись семьи. Самурая
                                                                                      знал свою родословную по мечам
                                                                                      своих предков.
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129