Page 112 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 112

108     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ



                                                                                                                                               НОВЫЙ ОРГАНОН                                             Бэкон активно пользовался латынью — на этом
                                                                                                                                                                                                      языке любое заключение звучит как рецепт. Дескать,
                                                                                                                                               Самая масштабная часть работы — вторая часть, «Новый   человек сам себя запирает в собственную пещеру, тем
                                                                                                                                               Органон». Название в те времена звучало вызывающе,     самым ослабляя и искажая свет природы — это Idola
                                                                                                                                               ведь Бэкон в нём открыто выступал против формальной    specus (идолы пещеры). Впрочем, срочно покидать пе-
                                                                                                                                               силлогистической логики Аристотеля, изложенной в его   щеру тоже опасно — чаще всего нас ждёт не открытый
                                                                                                                                               «Органоне». Английский философ выбрал силлогистику     и честный мир, а базарная площадь, на которой торгуют
                                                                                                                                               в свои главные мишени ещё во время учебы в Кембрид-    другими убедительными предрассудками. Это Idola fori
                                                                                                                                               же. Он считал Аристотеля легковесным, авторитарным     (идолы рынка).
                                                                                                                                               и бессодержательным автором. В противовес его дедук-
                                                                                                                                               тивной логике Бэкон создает проект усовершенство-
                                                                                                                                               ванной индуктивной логики. Именно такой инстру-        ОБМАННЫЕ СЛОВА
                                                                                                                                               ментарий, органон, должен положить основу новой
                                                                                                                                               эмпирической науки.                                    В понятийном пространстве хватает «обманок». Чего
                                                                                                                                                  Первая остановка на этом пути — очищение разума     стоят только слова, обозначающие несуществующие
                                                                                                                                               от многочисленных предубеждений. Причем все эти        вещи, или слова со смутным значением. Первые —
                                                                                                                                               Idola tribus (идолы рода) — порождения самой челове-   вроде понятия «судьба» как-то само пролазит в любые
                                                                                                                                               ческой природы. Вот несколько склонностей, вызываю-    формулы, меняя своё значение, а иногда и знак в зави-
                                                                                                                                               щих когнитивные искажения. Прежде всего, отчаянная     симости от нашего настроения, общества и масштаба
                                                                                                                                               тяга всюду видеть порядок и регулярность. Во-вторых,   ограничений. Вторые — уводят нас в сторону от смысла,
                                                                                                                                               подсознательное принятие доводов, поддерживающих       потому что трудно нам избежать искренней подмены
                                                                                                                                               однажды принятую позицию, а отсюда, и в-третьих,       одного значения другим.
                                                                                                                                               страстное желание верить в истинность того, что мы        Так возникают Idola theatri (идолы театра) — умствен-
                                                                                                                                               предпочитаем. В-четвёртых, страсть текучее рассматри-  ные театры, где разыгрывают сценки с различными
                                                                                                                                               вать как постоянное, доверять абстракциям. И в-пятых,   силами и элементами, правде тут не место, она кажет-
                                                                   Титульный лист книги Фрэнсиса Бэкона «Развитие знаний», издание 1674 года   стремление поддаваться положительным доводам
                                                                   / © WELLCOME LIBRARY, LONDON / COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /                      больше, чем отрицательным, отвергать трудное из-за
                                                                                                                                               нетерпения и трезвое — поскольку оно ограничивает
                                                                                                                                               надежду, парадоксальное — из-за боязни противостоять
                                                                                                                                               общественному мнению. Были в этом списке и «ошибка
                                                                    ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАУК                                                        выжившего», и попытки поиска трансцендентных при-
                                                                                                                                               чин, и много чего ещё.
                                                                    Бэкон планировать изложить свои мысли в масштабной
                                                                    работе «Великое восстановление наук» в шести частях.
                                                                    Но жизни мыслителя хватило только на две. Первая,
                                                                    установочная «О достоинстве и об усовершенствовании
                                                                    наук», впервые вышла на английском в 1605 году, а по-
                                                                    том не раз переиздавалась. В этой части автор выделил
                                                                    три отрасли, в которых реализованы главные способ-
                                                                    ности человека: гражданскую и естественную историю
                                                                    и поэзию. При этом в ранг истории мыслитель записы-
                                                                    вает и факты общества, и факты природы. Причем есте-
                                                                    ственная история изучает обычную природу, свободную,
            Портрет Фрэнсиса Бэкона руки чешского гравера Вацлава Холлара  развивающуюся по собственным законам, исключи-
                                                                    тельные явления, утрачивающие свою естественность
                                                                    (монстров), и плоды человеческих рук. А гражданская
               В этом случае нужно будет «ставить» на индуктив-     включает в себя историю наук и искусств, историю
            ный метод познания. Сам Бэкон объяснял смысл этого      церкви и историю гражданских институтов. Под поэ-
            метода так: «Два пути могут существовать для отыска-    зией тоже подразумевает не столько стихосложение,
            ния и открытия истины. Один воспаряет от ощуще-         сколько любое искусство, основанное на воображении.
            ний и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя       Бэкон был уверен, что так три упомянутые отрасли
            от этих оснований и их непоколебимой истинности,        выстраиваются друг за другом. Сначала человек запо-
            обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём       минает нечто, потом «переводит» в фантазию, а затем
            и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы       анализирует.                                                               Две книги Бэкона
            из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно           Так и автор «Великого восстановления науки» плани-                       о профессионализме
            и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее       ровал обобщить свои наблюдения над явлениями при-                          / © WELLCOME LIBRARY, LONDON /
            общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытан-       роды, а потом взойти по «лестнице разума» к их причи-                      COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /
            ный. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей      нам и следствиям. Финальные две части рассчитывал
            и завершаются в высших общностях. Но различие их        посвятить критике философские мнения, основанные
            неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта          на гипотезах и спекуляциях и изложить «вторичную
            и частностей, другой надлежащим образом задержива-      философию», предполагающую использование опыта                                                      Титульная страница книги      Статуя сэра Фрэнсиса Бэкона в юридической школе Грейз-Инн в Лондоне
            ется на них».                                           и индукции.                                                                                         «Новая Атлантида»             / © LAWRENCEGERALD / WWW.FLICKR.COM /
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117