Page 113 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 113
108 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ
НОВЫЙ ОРГАНОН Бэкон активно пользовался латынью — на этом
языке любое заключение звучит как рецепт. Дескать,
Самая масштабная часть работы — вторая часть, «Новый человек сам себя запирает в собственную пещеру, тем
Органон». Название в те времена звучало вызывающе, самым ослабляя и искажая свет природы — это Idola
ведь Бэкон в нём открыто выступал против формальной specus (идолы пещеры). Впрочем, срочно покидать пе-
силлогистической логики Аристотеля, изложенной в его щеру тоже опасно — чаще всего нас ждёт не открытый
«Органоне». Английский философ выбрал силлогистику и честный мир, а базарная площадь, на которой торгуют
в свои главные мишени ещё во время учебы в Кембрид- другими убедительными предрассудками. Это Idola fori
же. Он считал Аристотеля легковесным, авторитарным (идолы рынка).
и бессодержательным автором. В противовес его дедук-
тивной логике Бэкон создает проект усовершенство-
ванной индуктивной логики. Именно такой инстру- ОБМАННЫЕ СЛОВА
ментарий, органон, должен положить основу новой
эмпирической науки. В понятийном пространстве хватает «обманок». Чего
Первая остановка на этом пути — очищение разума стоят только слова, обозначающие несуществующие
от многочисленных предубеждений. Причем все эти вещи, или слова со смутным значением. Первые —
Idola tribus (идолы рода) — порождения самой челове- вроде понятия «судьба» как-то само пролазит в любые
ческой природы. Вот несколько склонностей, вызываю- формулы, меняя своё значение, а иногда и знак в зави-
щих когнитивные искажения. Прежде всего, отчаянная симости от нашего настроения, общества и масштаба
тяга всюду видеть порядок и регулярность. Во-вторых, ограничений. Вторые — уводят нас в сторону от смысла,
подсознательное принятие доводов, поддерживающих потому что трудно нам избежать искренней подмены
однажды принятую позицию, а отсюда, и в-третьих, одного значения другим.
страстное желание верить в истинность того, что мы Так возникают Idola theatri (идолы театра) — умствен-
предпочитаем. В-четвёртых, страсть текучее рассматри- ные театры, где разыгрывают сценки с различными
вать как постоянное, доверять абстракциям. И в-пятых, силами и элементами, правде тут не место, она кажет-
Титульный лист книги Фрэнсиса Бэкона «Развитие знаний», издание 1674 года стремление поддаваться положительным доводам
/ © WELLCOME LIBRARY, LONDON / COMMONS.WIKIMEDIA.ORG / больше, чем отрицательным, отвергать трудное из-за
нетерпения и трезвое — поскольку оно ограничивает
надежду, парадоксальное — из-за боязни противостоять
общественному мнению. Были в этом списке и «ошибка
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАУК выжившего», и попытки поиска трансцендентных при-
чин, и много чего ещё.
Бэкон планировать изложить свои мысли в масштабной
работе «Великое восстановление наук» в шести частях.
Но жизни мыслителя хватило только на две. Первая,
установочная «О достоинстве и об усовершенствовании
наук», впервые вышла на английском в 1605 году, а по-
том не раз переиздавалась. В этой части автор выделил
три отрасли, в которых реализованы главные способ-
ности человека: гражданскую и естественную историю
и поэзию. При этом в ранг истории мыслитель записы-
вает и факты общества, и факты природы. Причем есте-
ственная история изучает обычную природу, свободную,
Портрет Фрэнсиса Бэкона руки чешского гравера Вацлава Холлара развивающуюся по собственным законам, исключи-
тельные явления, утрачивающие свою естественность
(монстров), и плоды человеческих рук. А гражданская
В этом случае нужно будет «ставить» на индуктив- включает в себя историю наук и искусств, историю
ный метод познания. Сам Бэкон объяснял смысл этого церкви и историю гражданских институтов. Под поэ-
метода так: «Два пути могут существовать для отыска- зией тоже подразумевает не столько стихосложение,
ния и открытия истины. Один воспаряет от ощуще- сколько любое искусство, основанное на воображении.
ний и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя Бэкон был уверен, что так три упомянутые отрасли
от этих оснований и их непоколебимой истинности, выстраиваются друг за другом. Сначала человек запо-
обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём минает нечто, потом «переводит» в фантазию, а затем
и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы анализирует. Две книги Бэкона
из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно Так и автор «Великого восстановления науки» плани- о профессионализме
и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее ровал обобщить свои наблюдения над явлениями при- / © WELLCOME LIBRARY, LONDON /
общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытан- роды, а потом взойти по «лестнице разума» к их причи- COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /
ный. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей нам и следствиям. Финальные две части рассчитывал
и завершаются в высших общностях. Но различие их посвятить критике философские мнения, основанные
неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта на гипотезах и спекуляциях и изложить «вторичную
и частностей, другой надлежащим образом задержива- философию», предполагающую использование опыта Титульная страница книги Статуя сэра Фрэнсиса Бэкона в юридической школе Грейз-Инн в Лондоне
ется на них». и индукции. «Новая Атлантида» / © LAWRENCEGERALD / WWW.FLICKR.COM /