Page 132 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 132
128 | СТИЛЬ ЖИЗНИ УРОКИ ИСТОРИИ
но бы услышал с неба крик. Мун- размещалась скотобойня, откуда
ка пронзили ужас и сильнейшая постоянно доносились крики жи-
боль — несколько минут он не мог вотных, и психбольница, в которой
двинуться с места, стоял, в изнемо- тоже мало кто получал удоволь-
жении оперевшись о забор. Идея ствие от жизни, время от времени
написать картину «Крик» пришла срываясь на вопль.
позже и долго не отпускала худож- Красный закат нам памятен ещё
ника. Он раз за разом возвращался по одной великой работе — Клода
к сюжету, пробуя разные техники. Моне «Этрета. Закат». Художнику
Доктор Фрейд сказал бы, что всегда нравились монументальные
все мы родом из детства — и такие утесы курорта Этрета в его родной
объяснения навязчивой идеи Мун- Нормандии. Эти скальные образо-
ка тоже имеются. Сложнее спорить вания называют Слон и Игла — они
с очевидным — художник действи- и правда похожи. Обычно для своих
тельно мог слышать крик. Рядом пейзажей Моне выбирал непримет-
Гора Анак Кракатау 9 сентября 2012 года / © UPRISING, COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /
ный уголок луга или участок реки. За эти несколько дней с лица земли к острову. Земная кора под заливом
В этот раз он облюбовал довольно исчезло более 300 населённых пун- треснула, и как будто всё пламя ада
опасный участок набережной. ктов. Полтысячи квадратных кило- прорвалось к поверхности вод. Море
Энтузиасты точно определили ме- метров оказались засыпаны пеплом. устремилось в расселину, унося все
сто, где стоял художник, — в 388 м Средняя температура в мире на дол- лодки навстречу гибели. Шипящий
от арки, носящей название скалы гие пять лет снизилась на 1,2 граду- пар дополнял этот ад…»
Аваль. В остальном Моне верен са по Цельсию. Сохранились также воспомина-
себе. «Этрета. Закат» — типичный Что за ад происходил в те дни ния моряка с клипера из Ливерпуля,
пример импрессионистского стиля, на западном побережье острова Ява, проходившего неподалеку. Некто
замешанный ещё и на световых лучше всего описывают очевидцы. Дэлби писал весьма поэтически:
«Крик» Эдварда Мунка, 1893 год Литография «Извержение Кракатау» эффектах. При ближайшем рассмо- Например, голландский учёный «… Когда мы мельком увидели
трении закатного солнца можно Хьюитт в своей книге «Пожары и на- небо, то заметили там ужасное вол-
увидеть технику Моне, состоящую воднения от землетрясений» зафик- нение: тучи проносились с огром-
в накладывании одного цвета кра- сировал следующее: ной скоростью, и, мне кажется,
ски поверх другого, пока тот ещё «… Глядя в сторону острова Кра- большинство из нас решили, что мы
не высох. Так он достигал частично- катау, что примерно на расстоянии оказались в вихре циклона. Но так
го, а не полного смешивания цветов, 48 километров в Зондском проливе, как шум становился всё громче
как это делали традиционные ху- я неожиданно увидел движение и громче, я подумал, что это что-
дожники на своих палитрах. небольших лодок в заливе. Каза- то вулканическое. Особенно когда
лось, будто магнит вытягивает около полудня с неба посыпались
их из спокойного укрытия, и они тонны пыли. Она напоминала серое
КАТАСТРОФА уплывали в одном и том же направ- песчаное вещество, а так как на нас
лении, ведомые, подобно “Летуче-
была только хлопчатобумажная
ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА му Голландцу”, невидимой рукой. одежда, мы вскоре совсем задыха-
Результаты извержения вулкана Через мгновение они исчезли, лись: обгоревшие, грязные и почти
Кракатау пугают. Суммарное коли- проглоченные мощной кипящей ослепшие. Видимость в это время
чество погибших и пропавших без бездной огня и воды. А прямо через равнялась примерно метру. Я почув-
«Этрета, утес и порт д'Аваль, Закат» Клода Моне, ок. 1883-1885 гг. «Небо Лондона» Уильяма Эшкрофта, 1885 год вести оценивают в 200 000 человек. залив, казалось, линия огня тянется ствовал себя заброшенным и ощу-