Page 136 - Журнал "Стиль Жизни" # 41 (55) 2024
P. 136
128 | СТИЛЬ ЖИЗНИ КНИГИ
Обложка первого издания первой части книги Миге-
ля де Сервантеса «Гениальный идальго Дон Кихот
из Ла-Манчи». Опубликовано в Мадриде в 1605 году
в типографии Хуана де ла Куэста.
о правилах хорошего тона, хороших
манерах, вопросах чести и обяза-
тельств. С развитием книгопечата-
ния в XVI веке для развлечения раз-
растающейся грамотной публики
начали плодить чтиво о рыцарских
подвигах. Именно эти книги высме-
ивал Сервантес в «Дон Кихоте».
Иллюстрация Гюстава Доре к роману «Дон Кихот» Только вот мировая литератур-
ная братия, а за ними и миллионы
Со второй частью всё было про- логических образов в истории бел- почитателей всё поняли по-своему.
ще. Кажется, сам Сервантес, пла- летристики. И после Сервантеса их Во-первых, за первые же сотню лет
нируя «перебить» популярность с каждым столетием будет всё боль- «лучший роман про Персилеса» на-
поддельного продолжения «Дон ше, пока, наконец, в XX веке едва ли прочь забыли. А во-вторых, приня-
Кихота» авторства некоего Авелья- не большая часть главных героев лись с каждым поколением обнару-
неды, «перегнул палку» и создал романов будут сумасшедшими. живать всё новые и новые глубины
вместо весёлой истории подлинный в «ироничном» Дон Кихоте.
шедевр. Тут всё удесятерилось — Генрих Гейне задавался вполне
и идеализм, и жертвенность, и му- СЛОВО СЕРВАНТЕСА себе психологическим вопросом
дрость Дон Кихота. Кроме того, о том, что Дон Кихот и Санчо Панса
Санчо Панса тоже внезапно обрёл Своей лучшей книгой Сервантес по- неотделимы друг от друга и состав-
критический разум и вообще стал читал подлинный свой рыцарский ляют единое целое. Достоевский
возвышенной натурой. Великий роман «Странствия Персилеса и Си- намекал, что его «Идиот» — это
писатель и библиотекарь Хорхе хизмунды». Дон Кихота он, похоже, и «князь-Христос», и Дон Кихот. Вы-
Луис Борхес даже как-то заметил, воспринимал как наивного вели- сказывался на этот счёт и Тургенев.
что читать первый том, когда есть ковозрастного идеалиста, подме- Дескать, Дон Кихот — экстраверт,
второй, в общем-то уже необяза- нившего классический фундамент всего себя отдающий другим людям,
тельно. А Дмитрий Мережковский настоящих ценностей добра и зла а Гамлет — наоборот, замкнутый
добавил, что Дон Кихот превращает из трудов Августина, Боэция или на самом себе интроверт, принципи-
всё, что видит перед собою, в меч- Аристотеля виршами рыцарских ально отгороженный от мира. Выс-
ту. Он бросает вызов привычному, романов. шей оценки роман удостоил испан-
обыденному, пытаясь жить, во всём Тут стоит заметить, что жанр ский философ Хосе Ортега-и-Гассет.
руководствуясь идеалами, более рыцарских романов появился ещё Он написал, что Дон Кихот — это
того — он хочет повернуть время в XII веке. Тогда в этих книгах о на- «готический Христос, иссушённый
вспять, к золотому веку. Вообще Дон стоящих рыцарях закладывали ак- новейшей тоской, смешной Христос
Кихот — это один из первых пато- туальные идеалы и представления наших окраин».