Page 111 - Журнал "Стиль Жизни" #30 (44) 2020
P. 111
109
«Республика постарела, брат, и нуждается в отдыхе. Такелаж
“Буцентавра” тоже одряхлел от времени и частых походов на
Лидо. Мой хозяин не раз говорил, что прыжок Крылатого Льва
теперь тоже не так длинен, каким он был раньше, даже в дни
его юности».
«Буцентавр» — это позолоченный корабль венецианского дожа.
Действие романа происходит в дни празднования — венчания
дожа с Адриатикой. Ежегодный праздник, во время которого дож
бросает в воды Венецианской лагуны перстень. Согласно легенде,
когда-то один рыбак сумел остановить корабль демонов, что плыли
к Венеции, чтобы разрушить город. Разумеется, в ходе битвы на
помощь рыбаку пришли святые. Когда враг был побеждён, святой
Марк заявил, что всегда будет стоять на защите Венеции, а в дока-
зательство протянул кольцо, которое следовало передать дожу.
Джеймс Фенимор Купер (1789–1851)
Роман «Браво, или в Венеции» людный и шумный. С первых же
страниц читатель попадает в карнавальную толпу.
«В этот час людские толпы устремились по узким улочкам
Венеции к площади Святого Марка — так вода, вырвавшись
из тесных каналов, вливается в просторный волнующийся
залив. Нарядные кавалеры и степенные горожане; солдаты
Далмации и матросы с галер; знатные дамы и простолюдинки;
ювелиры Риальто и купцы с Ближнего Востока; евреи, турки
и христиане; путешественники и искатели приключений;
господа и слуги; судейские и гондольеры — всех безудержно
влекло к этому центру всеобщего веселья...»
Возвращение «Бучинторо» [«Буцентавра»] к молу у Дворца
дожей. Картина А. Каналетто. Ок. 1730
«...Наконец, раздались звуки фанфар, и под приветственные
крики из Арсенального канала выплыл “Буцентавр” и стре-
мительно пошёл к своей стоянке у пристани Святого Марка...
Большой канал: вид на северо-восток на мост Риальто. Картина Когда “Буцентавр” остановился, вокруг его кормы было расчи-
А. Каналетто. Ок. 1725
щено пространство, и на богато убранном мостике, устроенном
так, что его было видно далеко вокруг, появился дож. В под-
Благодаря множеству деталей образ Венеции рубежа 17–18 веков нятой руке он держал кольцо, сверкающее драгоценными
вырисовывается очень отчётливо. Пёстрая толпа, влекомая в омут камнями; затем, произнеся слова обручения, он бросил кольцо
веселья акробатами, актёрами, шутами, музыкантами, словно
застряла в раме темнеющих каналов и мрачных фасадов старин- на лоно своей символической невесты. Раздались возгласы,
снова затрубили фанфары, и все дамы замахали платками,
ных зданий. Гордая Венеция — «королева Адриатики» — теряет приветствуя счастливый союз».
свою силу. Пусть толпа веселится. Чем больше вина и бездумной
радости, тем меньше мыслей. Чем торжественнее праздники, тем
больше веры в том, что Республика Святого Марка твёрдо стоит
на ногах.