Page 113 - Журнал "Стиль Жизни" #30 (44) 2020
P. 113

111


            «Ширина каналов между домами так мала, что нельзя даже   это принято повсюду, а как бы отталкивается от воды. Этот
            пользоваться двумя вёслами одновременно, как в обычной   способ гребли, когда гребец стоит на корме и тело его от усилия
            лодке. Необходимость то и дело сворачивать в сторону, чтобы   наклоняется вперёд, а не назад, как на обычных лодках, можно
            уступать дорогу другим гондолам, множество поворотов и   часто видеть во всех портах Средиземного моря. Однако лодки,
            мостов заставляют гребца всё время смотреть только вперёд и,   совершенно такой же, как гондола, не встретишь нигде, кроме
            конечно, стоять на ногах… на корме на маленькой, довольно   Венеции».
            низкой полукруглой скамейке. Гондольер не гребёт веслом, как

                                                                    Купер — мастер мелочей. Он скрупулёзно вписывает в канву
                                                                    романа все исторические детали, которые ему известны.
                                                                    Например,  маска  —  это  не  только  атрибут  карнавала.
                                                                    Венецианцам позволялось носить маску когда угодно. И боль-
                                                                    шинство жителей республики с удовольствием пользовались
                                                                    этой привилегией. Официально считалось, что маска — это
                                                                    символ свободы выбора. Если человек хочет скрыть своё
                                                                    лицо и мысли, он имеет на это право. Неофициально маска
                                                                    позволяла республике вершить своё правосудие и оставаться
                                                                    неузнанным, как были неизвестны члены Сената и вызываю-
                                                                    щая ужас троица, входящая в Тайный совет. Люди не знали,
                                                                    кто ими правил. Известен был только дож, но его власть,
                                                                    облачённая в парчу и шелка, была номинальной.
                                                                    «Ревностная забота венецианских патрициев о доже имеет
                                                                    свою историю. По существу, дож был марионеткой в их
                                                                    руках, и они терпели его, лишь поскольку система их
                                                                    правления требовала, чтобы некое лицо присутствовало
                                                                    — только для видимости — на всех пышных церемониях,
                                                                    являвшихся неотъемлемой частью этой насквозь фальши-
                                                                    вой системы, а также во время всяких переговоров и дел,
                                                                    которые велись с другими государствами. Дож жил в своём
                                                                    дворце, подобно царице пчёл в улье...»














































             Спуск в гондолу. Картина Л. К. Мушо. 1871
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118