Page 119 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 119

114  ГРАНИ ЖИЗНИ                                                                                                      115

 ИСКУССТВО                                                           «В тексте говорится о самом

                                                                     существенном, что нужно знать, чтобы
                                                                     пройти высшим путём и достичь
 УМИРАТЬ                                                             просветления. Эта книга написана для
                                                                     тех, кто жаждет мудрости»
                                                                                                           Уолтер Эванс-Венц


                                                                       Эванс-Венц занялся переводом текста и в результате получи-
 Что такое смерть? Что нас ждет за пределами бытия? Является ли последний вздох абсолютным   лась европейская версия буддийского трактата о жизни после
                                                                     смерти. В 1927 году вышло первое издание «Тибетской книги
 концом существования или же это переход в иную форму? Этим вопросам столько же лет,   мертвых». Название не совсем корректное, да и перевод Эван-
 сколько человечеству. Люди живут, понимая, что рано или поздно придет конец, но конец этот   са-Венца, по мнению специалистов, не самый точный. Но задачей
 всегда оказывается неожиданным. В этом заключается самый большой парадокс: зная о смерти   ученого было привлечь внимание к книге, которая, по его мнению,
                                                                     могла бы заставить западный мир взглянуть иначе на начало
 люди никогда не бывают к ней готовы.  «Вера в то, что жизнь не начинается рождением и не заканчи-  и конец жизненного пути.
            вается со смертью, в сущности, единственное, что придает
            человеческой жизни смысл.»
                                                        Бардо Тодол  «Не торопись. Тут некуда и незачем торопиться: ты умер.»
                                                                                                                Бардо Тодол
               В начале 20 века профессору из Оксфорда Уолтеру Эвансу-Вен-
            цу попал в руки странный текст. Углубившись в чтение, ученый   С тибетского Бардо Тодол переводится как «Освобождение
            понял, что перед ним манускрипт, содержащий ответы, которые   в бардо посредством слушания». Даже сегодня название вызы-
            не способны были дать ни европейская церковь, ни философия,   вает вопросы, а для человека начала 20-го века, этот набор слов
            ни психология. Текст рассказывал о жизни после смерти. Что-  выглядел бы полной абракадаброй. Чтобы в ней разобраться,
            бы обрести это сокровище, Эвансу-Венцу пришлось проделать   следовало знать смысл «бардо», а потом уже понять, при чем
            долгое путешествие по Европе и Азии, пока судьба не привела   тут «слушание».
            его в Тибет. Это был мир иной мудрости, иного света, иного
            восприятия бытия. Профессор углублялся в медитацию, учился
            терпению, спокойствию, созерцанию. Он был первым европейцем
            увидевшим буддийский обряд «отпевания» мертвых. И ключевую
            роль в этом действе играла священная книга «Бардо Тодол». Тот
            самый манускрипт, который так поразил ученого.




















            Тибет 1900 г. Лхаса — священный город Тибета.













 «О благородная душа, не бойся бога смерти,
 он лишь твоя галлюцинация»
                                                                     Тибетская тханка «Колесо сансары». Это совокупность всех
 из книги Бардо Тодол                                                миров, находящихся в постоянном движении и трансформа-
            «Бардо Тодол» — тибетская книга мертвых                  ции, ничто в них не является постоянным и незыблемым.
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124