Page 124 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 124
120 ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ 121
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ
МИРЫ ЭШЕРА
Мауриц Корнелиус Эшер
Когда он был ребенком, он умел становиться невидимым. Это
поразительное свойство заставляло учителей и одноклассников
относится к нему с опаской. И те, и другие могли бегать всю М. Эшер «Водопад»
перемену напролет, в поисках маленького Маурицо Эшера, за-
глядывать в укромные уголки сада, звать его, а он просто сидел
на скамейке и с интересом за всеми наблюдал. Он и не думал
прятаться. Просто, его не замечали.
Эшер был болезненным ребенком. Учился из ряда вон плохо.
Умудрился получить плохую оценку даже по рисованию, что
уж говорить о более серьезных предметах: математика, физика,
голландский… Несмотря на это, отец Эшера, сам по профессии
архитектор, видел в мальчике талант. Его маленький левша явно
неплохо рисовал. Краски он не любил, а вот карандашом орудовал
смело. Однажды Мауриц принес отцу картину. Странную кривую.
По словам мальчика, он изобразил квадратный круг. Надо отдать
должное родителю Эшера, он не сказал тогда самых важных
слов, что квадратных кругов не бывает. И, возможно, благода-
ря молчаливому одобрению, безнадежный Мауриц Корнелиус
Эшер, человек, который с трудом окончил школу и был выгнан
за неуспеваемость из двух ВУЗов, стал признанным гением еще
при жизни. Гением, в мире которого возможно все.
Эшера трудно причислить к художникам, ведь он не написал М. Эшер «Двойной планетоид»
ни одного живописного полотна. В его арсенале только графика.
Нельзя причислить к ученым, он не доказал ни одной теоремы
и не сделал ни одного открытия. Тем не менее художники его
считают одним из своих, называя самым ярким представителем
направления имп-арт (невозможного искусства) и выдающимся
мастером оп-арта (оптического искусства). Ученые иллюстрируют
работами художника книги о фракталах и неевклидовой геометрии.
В свое время Эшер даже читал лекцию о симметрии на междуна-
родной конференции по кристаллографии в Кембридже.
«Наука и искусство иногда могут
«То, чему я придаю форму при свете дня, — соприкасаться, как две части головоломки,
лишь один процент от того, которая является нашей жизнью.
что я вижу в темноте.»
И этот контакт происходит через
М. Эшер границу между двумя соответствующими
территориями.»
М. Эшер
М. Эшер «Хамелеоны»