Page 129 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 129

124  ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ











































 М. Эшер «Предел змеи»
                                                        МЫ ИЗ БУДУЩЕГО

 Регулярность повторения геометрии кристалов и есть рекурсия.
 Чтобы проще объяснить само понятие, достаточно вспомнить
 стишок про попа, у которого была собака. Бесконечное повторение   ВСЕ
 одного и того же мотива. Чтобы понять кристал, надо научится
 видеть его грани внутри. Уходить взглядом, мыслью все глубже   ПОД КОНТРОЛЕМ
 и глубже и тогда, в какой-то момент, станет ясно, что глубина
 кристала бесконечна, что повторяющиеся формы будоражат
 воображение. Тогда вместо ромба может возникнуть птица,   М. Эшер «Автопортрет в сферическом зеркале»
 а треугольник превратиться в бабочку. Из мельчайшей точки,
 вырастает непостижимое.
 Среди работ мастера есть гравюра с сапогом и лужей. Так все
 не по-эшеровски просто. Нет игры пространств, излома линий,   щего альбома. Стенли Кубрик приглашает к сотрудничеству над
 параллельных реальностей в стиле математических парадоксов.   фильмом «Космическая Одиссея 2001». На все предложения Эшер
 Да этого и не нужно. Весь парадокс этой работы заключается   отвечает односложно: «Простите, но я этим не занимаюсь». Зато
 в человеческой жестокости, которая отпечаталась следом от са-  он с увлечением занялся разработкой рисунка для марки, созда-
 пога рядом с зыбкой поверхностью лужи, в которой застыло   вал дизайн оберточной бумаги для сети магазинов De Bijenkorf
 безмятежное небо. Эта работа посвящена Самуэлю Йесеруну   и писал письма Папе Римскому с предложением расписать купол
 да Мескита  Святого Петра в виде бесконечно уменьшающихся крестов. Папа
 Самуэль Йесерун да Мескита был учителем и другом Эшера   Римский отказал. В 1969 году Эшер создает свою последнюю
 на протяжении многих лет. Выходец из сеффардских евреев, он так   гравюру «Предел змеи», где использует систему квазипериоди-
 же, как и Эшер работал в Голландии. Именно Мескита открыл для   ческих замощений, которая будет открыта только через 20 лет.
 Маурицо мир гравюр и литографии. В 1944 году семья Мескита   В 1972 году Мауриц Корнелиус Эшер умер. Ему было 73 года.
 была схвачена нацистами и отправлена в Освенцим. Больше учи-
 тель и ученик не виделись. Мескита и его жена погибли в газовой   «Линия, разделяющая две смежные фигуры,
 камере. Все, что мог сделать Эшер — это собрать работы мастера
 и передать их в музей. Только одну оставил себе, изображавшую   выполняет двоякую функцию, и провести
 небо и воду. Посреди гравюры отпечатался след немецкого сапога.  такую линию чрезвычайно сложно.
 В память о своем друге и учителе Эшер создает свою гравюру,   По обе стороны от нее обретает зримую
 на которой жизнь втоптана в грязь немецким сапогом.
 Всемирная слава приходит к Эшеру в 1950 году после выставки   форму то, что ранее существовало лишь
 в США. К нему обращается Мик Джаггер, спрашивая, можно  в воображении».
 ли использовать работу художника для иллюстрации следую-  М. Эшер
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134