Page 127 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 127
122 ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ 123
здания — это с одной стороны. Но, если двигаться за фигурами
людей, то первое впечатление становится не столь очевидным.
Юноша на переднем плане, согласно законам растекаемости
пространства, непропорционален. Его голова кажется неправ-
доподобно большой по сравнению с телом. Он стоит в самом
начале картинной галереи, но увлечен не ею. Сломанное про-
странство образует окно, через которое виден дом напротив,
где сидит женщина. Создается ощущение, что эти двое смотрят
друг на друга. Или нет? Возможно, их взгляды, предназначенные
друг другу, никогда не встретятся по прихоти переменчивого
пространства. Да и существует ли то пространство с домами
и женщиной? Возможно, это часть экспозиции и юноша смотрит
на графический лист.
«Только тот, кто пытается сделать М. Эшер «Относительность»
абсурдное добивается невозможного»
М. Эшер
М. Эшер «Картинная галерея»
В детстве Мауриц Эшер был замкнутым, заикающимся маль-
чиком, который страдал, по крайней мере, двумя очевидными
маниями. Первая была чем-то вроде «Тяги к падению». Высокие М. Эшер за работой
горизонтальные поверхности пугали и притягивали Эшера од-
новременно. Позднее, эта мания найдет свое творческое вопло- «Вы уверены, что пол не может быть
щение. Художник создаст мир, в котором падение может длиться
бесконечно. Второй манией Эшера был «безупречный бутерброд». потолком? Вы абсолютно уверены, что
Один из одноклассников Маурица вспоминал с какой тщатель- поднимаясь по лестнице вы двигаетесь
ностью будущий художник выкладывал на хлебе сыр, колбасу… вверх? Я нет.»
Он конструировал точное мозаичное покрытие, стараясь запол-
нить всю поверхность хлеба, не оставив ни малейшего пробела. М. Эшер
Такая почти математическая маниакальность как-то не вязалась
с абсолютной неспособностью мальчика к точным наукам. Все Работа «Относительность» иллюстрирует теорию Энштейна.
объяснилось позже, когда Эшеру стали попадаться на глаза ма- Есть здание, есть его обитатели. Но, где у здания пол, где потолок,
тематические журналы с новыми взглядами ученых на науку. и куда на самом деле ведут все эти многочисленные лестницы?
Например, парадоксы Пенроуза. Те самые знаменитые лестницы, Здесь нет единого закона, поскольку речь идет о разных мирах.
которые, куда бы не двигался человек, всегда приводят в одну Или разных измерениях. У обитателей этих измерений разные
и ту же точку. Они невозможны в реальности, но воплотимы на представления о том, что горизонтально, а что вертикально.
листе бумаги. Остальное зависит от воображения. Взять, к примеру, верхнюю лестницу. На ней два человека дви-
жутся бок о бок в одном направлении, и всё же один из них идёт
вниз, а другой вверх. Они пользуются одной и той же лестницей,
«Законы явлений вокруг нас — порядок, но не имеют ни малейшего представления о существовании друг
М. Эшер «Метаморфозы» закономерность, циклическое повторение друга. Они никогда не встретятся, поскольку живут в разных
и обновления — приобретают для меня мирах. Но, кто знает, может, когда-нибудь пространство искри- М. Эшер «Балкон»
вится таким образом, что они столкнуться.
Для того, чтобы восхищаться работами Эшера, достаточно всё большее значение. Осознание их
просто любить искусство. Но для того, чтобы их понять надо присутствия даёт мне покой и поддержку.
знать хоть что-то о фракталах, неевклидовой геометрии, рекур-
сии, теории относительности Энштейна и психологии Фрейда. В своей графике я пытаюсь показать, что
Согласитесь, несколько сложновато для парня, который с трудом мы живём в красивом и упорядоченном «В законах есть нечто, захватывающее
освоил школьные знания. И тем, не менее… Сложносочиненные мире, а не в бесформенном хаосе, как иногда дух. Это не открытия или изобретения
миры Эшера иллюстрируют то, что все еще находится в стадии человеческого разума, а нечто, существующее
изучения. К примеру, если в двух словах объяснить неевклиову кажется.»
геометрию, то надо представить возможность изгиба третьей М. Эшер независимо от нас. В момент просветления
координаты. Неевклидова геометрия выходит за рамки двух- можно обнаружить, что они есть, и обратить
мерной плоскости, она мыслит большим числом измерений. В пространствах Эшера, всегда все не так. Все перевернуто, на них внимание. Задолго до того, как на земле
Так, если линия, замкнутая в окружность, всегда повторяет ту запутано изломано. Порой кажется, в этом нагромождении гео-
же самую окружность с теми же самыми закономерностями, то, метрически несогласованных фигур нет логики и законов. И это появились люди, на земной поверхности уже
что происходит с плоскостью? Она может изгибаться как угодно. так. В пространствах Эшера нет законов, придуманных человеком, росли кристаллы. Однажды человек впервые
Хоть в трубочку свернуться, хоть в сферу — это будут разные но есть законы природы. Простой человек их может не замечать. наткнулся на такой искрящийся кусочек
пространства с разными закономерностями. Как не замечает преломления света, плотности воздуха… Эшер
Этот эффект заметен в работе «Картинная галерея», где про- не только видит измененное пространство, но и показывает его регулярности, лежащий на земле… »
странство растягивается по часовой стрелке вокруг незапол- нам. На пальцах объясняет сложные математические и геоме- М. Эшер
ненного центра. Зритель оказывается сразу и внутри и снаружи трические закономерности. М. Эшер «Отражения, деревья»