Page 128 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 128

124  ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ











































            М. Эшер «Предел змеи»
                                                                                                                                                                                             МЫ ИЗ БУДУЩЕГО

               Регулярность повторения геометрии кристалов и есть рекурсия.
            Чтобы проще объяснить само понятие, достаточно вспомнить
            стишок про попа, у которого была собака. Бесконечное повторение                                                                                                                         ВСЕ
            одного и того же мотива. Чтобы понять кристал, надо научится
            видеть его грани внутри. Уходить взглядом, мыслью все глубже                                                                                                          ПОД КОНТРОЛЕМ
            и глубже и тогда, в какой-то момент, станет ясно, что глубина
            кристала бесконечна, что повторяющиеся формы будоражат
            воображение. Тогда вместо ромба может возникнуть птица,   М. Эшер «Автопортрет в сферическом зеркале»
            а треугольник превратиться в бабочку. Из мельчайшей точки,
            вырастает непостижимое.
               Среди работ мастера есть гравюра с сапогом и лужей. Так все
            не по-эшеровски просто. Нет игры пространств, излома линий,   щего альбома. Стенли Кубрик приглашает к сотрудничеству над
            параллельных реальностей в стиле математических парадоксов.   фильмом «Космическая Одиссея 2001». На все предложения Эшер
            Да этого и не нужно. Весь парадокс этой работы заключается   отвечает односложно: «Простите, но я этим не занимаюсь». Зато
            в человеческой жестокости, которая отпечаталась следом от са-  он с увлечением занялся разработкой рисунка для марки, созда-
            пога рядом с зыбкой поверхностью лужи, в которой застыло   вал дизайн оберточной бумаги для сети магазинов De Bijenkorf
            безмятежное небо. Эта работа посвящена Самуэлю Йесеруну   и писал письма Папе Римскому с предложением расписать купол
            да Мескита                                               Святого Петра в виде бесконечно уменьшающихся крестов. Папа
               Самуэль Йесерун да Мескита был учителем и другом Эшера   Римский отказал. В 1969 году Эшер создает свою последнюю
            на протяжении многих лет. Выходец из сеффардских евреев, он так   гравюру «Предел змеи», где использует систему квазипериоди-
            же, как и Эшер работал в Голландии. Именно Мескита открыл для   ческих замощений, которая будет открыта только через 20 лет.
            Маурицо мир гравюр и литографии. В 1944 году семья Мескита   В 1972 году Мауриц Корнелиус Эшер умер. Ему было 73 года.
            была схвачена нацистами и отправлена в Освенцим. Больше учи-
            тель и ученик не виделись. Мескита и его жена погибли в газовой   «Линия, разделяющая две смежные фигуры,
            камере. Все, что мог сделать Эшер — это собрать работы мастера
            и передать их в музей. Только одну оставил себе, изображавшую   выполняет двоякую функцию, и провести
            небо и воду. Посреди гравюры отпечатался след немецкого сапога.  такую линию чрезвычайно сложно.
            В память о своем друге и учителе Эшер создает свою гравюру,   По обе стороны от нее обретает зримую
            на которой жизнь втоптана в грязь немецким сапогом.
               Всемирная слава приходит к Эшеру в 1950 году после выставки   форму то, что ранее существовало лишь
            в США. К нему обращается Мик Джаггер, спрашивая, можно  в воображении».
            ли использовать работу художника для иллюстрации следую-                                               М. Эшер
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133