Page 121 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 121

116  ГРАНИ ЖИЗНИ                                                                                                      117


 Когда наступает момент смерти, на лицо покойника наки-  Значение числа 49  снова попадает в темный длинный тоннель, в конце которого
 дывают кусок белой ткани. С этого момента никто не должен           ослепительный свет.
 прикасаться к телу. Любое прикосновение к покойнику может   Согласно тибетскому верованию, Вселенная иллюзорна.  Тибетцы уверены, что готовится к смерти нужно всю жизнь.
 открыть неправильный «портал» для души и это испортит весь   Она состоит из материальной энергии семи миров.  Для этого и существует книга мертвых. Но здесь возникает некий
 дальнейший ход перерождения. Для того чтобы сознание оконча-  В каждом из этих миров существует семь кругов восхождения   парадокс. При жизни книга доступна лишь монахам, которые
 тельно покинуло тело обычно требуется три-четыре дня. И здесь   к высшему. Вот и выходит 49.  возвели процесс умирания в искусство.
 на первый план выстпуает лама «фоо»- «извлекающий сознание».          Основоположником этого «направления в искусстве» был
 Он должен приложить все свое мастерство, чтобы направить   На протяжении этих 49 дней душа человека проходит несколько   великий гуру Падмасамбхава или, как его еще называют, гуру
 душу через «отверстие Брамы» и обеспечить тем самым пра-  уровней бардо. По пути она встречается с различными боже-  Ринпоче (VIII в.). В Тибете его почитают, как Будду. Ему при-
 вильное умирание.  ствами, среди которых гневный бог смерти Ява. Он проверяет   писывается много волшебных, мистических и мудрых деяний.
            деяния усопшего при жизни, измеряя их камнями. Хорошие   Но основная заслуга гуру в том, что он принес в Тибет тантри-
            поступки — белые камни, плохие- черные. Если черных камней   ческий буддизм — распознавание реинкарнаций, и создал книгу
            окажется больше, душа покойного переродится в животное или   «Бардо Тодол».
            отправится на вечные муки. Преимущество белых камней рисует   Даже у мудрецов Индии, которые хранили знания о том,
 Буддийские монахи. Тибет  более радужную перспективу — реинкарнация в теле человека,   как люди умирают и вновь возрождаются, никогда не было
            а возможно даже в божество. Но, как бы заманчиво не выглядело   ничего подобного. Падмасамбхава опасался, что тибетцы не
            божественное воплощение, тибетское верование учит, что лучше   готовы к его учению. Боялся, что книгу неправильно истолкуют
            вернуться в мир людей.
                                                                     и используют в разрушительных целях. Согласно легенде, он
                                                                     надежно спрятал свои рукописи, предсказав, что только один-
                                                                     единственный человек сможет найти тексты и произойдет это
                                                                     через шесть столетий.
                                                                       Неудивительно, что примерно с 14 века в Индии появились
                                                                     «тертоны» — ясновидящие, утверждавшие, что могут найти са-
                                                                     кральные книги буддизма, в том числе тексты Падмасамбхавы.
                                                                     Этих прорицателей весьма почитали. Впрочем, почет и уважение
                                                                     не помогли провидцам найти наследие Падмасамбхавы. Пока
                                                                     на тибетской земле не появился Карма Лингпа. Когда Карма Лингпа
 Если представить течение времени в виде реки, а жизнь в виде        пребывал в состояние транса, ему явилась карта с указанием ме-
 лодки, плывущей по ней, то бардо это промежутки между по-           ста. Но мало было обрести карту ее следовало еще расшифровать,
 гружениями весел в воду. Другими словами, бардо — это время         а эти знания, согласно пророчеству Падмасамбхавы, мог получить
 между жизнью и смертью. В этот промежуток дух уже покинул           только избранный. Примерно в 1350 году, следуя указаниям своей
 тело, но еще не обрел новую сущность. Тем не менее согласно         мистической карты, Карма Лингпа, пришёл к священной горе
 книге мертвых, он способен слышать, а значит, ему можно помочь      Гамподар и обрел, что искал — книгу «Бардо Тодол».
 подготовиться к перерождению. Эту помощь оказывают монахи,            Современные исследователи книги мертвых уверены, что
 которые непрерывно читают священную книгу.  «…лучше всего возродиться в теле человека, потому что   у текста не один автор. Гуру Ринпоче собрал имеющиеся знания,
            тогда вы сможете подойти поближе к сути страдания и по-  в том числе и мистицизм религии «бон», которая существовала
 «О благородная душа не соблазняйся мягким светом богов, —   мочь другим людям избежать его. Не поняв причин недуга,   в Тибете до буддизма. Благодаря изоляции и соответствующей
 это препятствие на пути к освобождению»   Отверстие «Брахмы» — тайный энергетический центр,   вы не сможете с ним справиться.» Падмасамбхава  «эволюции духа» продвинутые монахи при жизни могли входить
 Бардо Тодол  расположенный на границе волосяного покрова, средней   Когда, пройдя ряд испытаний, душа получает дозволение вер-  в подобные состояния и ощущать этапы посмертных пережива-
 линии передней части головы. Брахмарандра-чакра связана             ний. Испытывая ощущения многократно, тибетцы научились
 Бардо Тодол подробно описывает все этапы смерти и ее рас-  с накоплением энергии смерти в организме человека, и выхо-  нуться на землю в теле человека. Наступает последний уровень  манипулировать глубиной собственного вхождения в посмертное
 познавания, а также все этапы, которые проходит сознание (дух)   дом сознания из тела в момент смерти.  бардо — выбор нового воплощения. В этот момент душа видит  состояние и составили очень подробную карту загробного мира.
 после смерти. Многие из описаний абсолютно совпадают с тем,   будущих родителей в момент собственного зачатия. Путешествие  А по сути, руководство по подготовке души к смерти и последу-
 что видят люди после клинической смерти. Тоннель, свет… Но,   заканчивается так же, как и началось. Перед рождением душа  ющим перевоплощениям.
 все по порядку. Как в книге.  В главе «Бардо момента смерти» описывается высвобождение
 Монахи входят в дом и, читая книгу, внимательно следят за фи-  сознания в некое свечение. После встречи с ослепительным   «Все вещи есть суть
 зическими процессами. Первый признак предсмертного состо-  светом душа переходит на второй уровень странствий — в бардо
 яния — онемение тела. Оно может продолжаться от нескольких  мирных божеств.                   мой ум, и этот ум
 секунд до минут. В «Бардо Тодол» этот этап разделен на стадии:   После этого наступает момент подготовки к прощанию с те-  есть пустота. Он
 «земля в воде» — тяжесть во всем теле, «вода в огне» — ощущение  лом, который называется «Небесные похороны». На этом этапе   не рожден и не может
 нестерпимого жара, «огонь в воздухе» — тело рассыпается мил-  всем процессом заправляют специальные люди — «рагула».
 лионами искр. Своим чтением монахи помогают умирающему  Согласно тибетской традиции тело человека должно покинуть   быть уничтожен…
 достаточно отчетливо распознавать каждый этап.  этот мир в той же позе, что и пришло в него. В позе зароды-  всмотрись у суть
 ша. Для этого и сущетвуют «рагула», которые переламывают                                      того, что пугает
 «Не позволяй своему уму отвлекаться: сейчас приходит к тебе  позвоночник покойного, а руки и ноги связывают веревками.
 то, что называют смертью; думай о ней так: вот настал час  Подготовленное таким образом тело заворачивают в материю.   тебя и ты увидишь
 моей смерти, воспользуюсь же ею во благо всех живых существ,  Получается сверток в два раза меньше прижизненных размеров   пустоту, не
 которые населяют беспредельные просторы небес, и буду  усопшего. Его относят в отдаленную местность и оставляют   обладающую какой-
 поступать так, чтобы достичь совершенного состояния,  на съедение животным. Физическая часть ритуала выполнена,
 движимый любовью и состраданием к ним и направляя свои  но духовная — будет длится 49 дней, включая уже прошедшие   либо природой»
 усилия к высшему совершенству, к чистому свету».   несколько суток. Все это время монахи не откладывают «Бардо
 Бардо Тодол  Тодол», продолжая читать.                                                                         Бардо Тодол
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126