Page 96 - Журнал "Стиль Жизни" # (51) 2023
P. 96
92 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ПАССИОНАРИИ
ЖИВОЙ БАХ
Арво Пярт — самый исполняемый ныне живущий композитор. Одного этого
было бы достаточно. Но стоит добавить, что он ещё и автор нового стиля
tintinnabuli, и звезда джазового звукозаписывающего лейбла с 12 номинациями
на «Грэмми», и звукорежиссёр, и православный мыслитель.
Эстонец Арво Пярт родился 87 лет назад в маленьком
городе Пайде около Таллинна. Он из поколения Аль-
фреда Шнитке и Родиона Щедрина. Судьба ему выпала
причудливая, но в целом счастливая. Музыкальное
образование Пярт начал поздно — в Таллиннской сред-
ней музыкальной школе. В середине обучения юношу
забрали в армию. Правда, служил он не с оружием в ру-
ках, а в армейском ансамбле как гобоист и барабанщик.
Вернулся, получил школьные «корочки» и отнёс атте-
стат в Таллиннскую консерваторию. Поступил на курс
к национальному классику Хейно Эллеру. И тут как-то
всё сразу выстроилось. Арво устроился инженером
звукозаписи на Эстонское радио, получил первое при-
знание как автор реалистических сочинений — детской
кантаты «Наш сад» и оратории «Поступь мира». За эти
композиции он, ещё студент, получил первый приз
на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов.
Пярт пришел к новому стилю — tintinnabuli «колокольчики»
/ © ERIC MARINITSCH, ARVO PÄRT CENTRE /
На рубеже 1960–1970-х годов жизнь композитора
резко меняется. Он принимает православное крещение
под именем Арефа. Выйдя из стен консерватории, отхо-
дит от эстетических норм социалистического реализма
в музыке. Сначала Пярт обратился к серийной техни-
ке: самый яркий пример — произведение 1963 года
«Perpetuum mobile». Позднее — к технике коллажа, луч-
шая иллюстрация этого увлечения — в «Симфонии № 2»
и «Pro et contra для виолончели с оркестром», написан-
ных в 1966 г.
ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРВО ПЯРТА — ЭТО «НОВАЯ ПРОСТОТА»,
«ДУХОВНЫЙ МИНИМАЛИЗМ» ИЛИ «НОВАЯ БЛАГОЗВУЧНАЯ
МУЗЫКА». НИКАКОГО АСКЕТИЗМА АМЕРИКАНСКИХ ИЛИ НЕМЕЦКИХ
КОМПОЗИТОРОВ. НАОБОРОТ — ДУХОВНОЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Арво и Нора Пярт / © RENE RIISALU, COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /