Page 98 - Журнал "Стиль Жизни" # (51) 2023
P. 98

94     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ПАССИОНАРИИ


               Дальше — больше, как и положено шестидесятни-          А потом ненадолго умолкает. Проваливается в изуче-
            ку. В ход пошли сонорика, алеаторика, пуантилизм…       ние старинной полифонии средневековья и Ренессанса,
            Особенно острую критику Союза композиторов СССР         григорианского пения и церковных книг. В результате
            вызвало произведение в серийной технике «Некролог».     Пярт пришел к новому стилю, основанному на про-
            За это творение Тихон Хренников обвинил композито-      стейших звуковых элементах — трезвучии и движении
            ра в подверженности иностранным влияниям. Добил         по тонам диатонического звукоряда. Назвал свой стиль
            представителей официальной советской культуры ещё       торжественно и театрально — tintinnabuli, имея в виду
            один коллажный эксперимент с музыкой великого           небольшие церковные колокола с характерными пере-
            Баха — «Credo» со скандирующим хором «Верую в госпо-    ливающимися обертонами. Об этом варианте минима-
            да Иисуса Христа». Пярта уже записывают в диссиденты    лизма, с чутким вниманием к природе каждого отдель-
            как Денисова, Шнитке и Губайдулину, однако он пишет     ного интервала и звука сам композитор говорил, что
            «Третью симфонию», в которой двигается в сторону диа-   это «бегство в добровольную бедность». В 1977 он раз-
            тоники, модальности и благозвучия.                      ражается серией гениальных произведений: чего стоят
                                                                    только «Arbos» и «Tabula rasa», принёсшие ему мировую
                                                                    известность.
                                                                      Важно заметить, что литургическая и камерная
            АРВО ПЯРТ:                                              музыка Арво Пярта — это не аутентизм и не стилиза-
                                                                    ция, а особый авторский стиль. И всё же автора с кон-
            «ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ НАУЧИЛО МЕНЯ, КАКАЯ
            КОСМИЧЕСКАЯ ТАЙНА СКРЫТА В ИСКУССТВЕ
            КОМБИНИРОВАНИЯ ДВУХ, ТРЕХ НОТ»






















                                                                                      Арво Пярт и министр культуры
                                                                                      Франции Фредерик Миттеран, 2011 год
                                                                                      / © ESTONIAN FOREIGN MINISTRY, COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /





























                                                                                      Композитор уверен, что тишина всегда
                                                                                      совершеннее музыки
            Арво Пярт готовится к своему концерту  / © MAIT JÜRIADO, FLICKR.COM/      / © BIRGIT PÜVE, ARVO PÄRT CENTRE /
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103