Page 111 - Журнал "Стиль Жизни" #42 (56) 2024
P. 111
слушателей. Первые же аккорды заставили зрителей
ПТИЦЫ ВЕСНЫ содрогнуться. В следующие минуты их «добили» смелые
Стравинский с головой ушёл в русский фольклор. декорации и костюмы работы Николая Рериха, а тем бо-
Он всего себя посвятил созданию нового произведения. лее «дикая» хореография Вацлава Нижинского. Никаких
Вместе с ним над балетом трудились танцовщик Ми- изящных па, никакой привычной гармонии — всё ди-
хаил Фокин, художники Леон Бакст и Александр Голо- кое, славянское, из ряда вон!
вин. Премьера «Жар-птицы» прошла в Париже, причём В середине спектакля строгие дамы и усталые
с бешеным успехом. Но нашлись и недовольные — сам мужчины в зале не выдержали — забросали сцену
композитор. Строгий к себе Стравинский счёл, что в ба- биноклями и веерами. Наводить порядок пришлось
лете не хватает согласования движения танца и музы- полицейским. Очевидцы говорили потом, что поста-
кальных ритмов. новка получилась слишком революционной: все в ней
Довольная же публика ждала премьер. И новинки экспериментировали со всем. Стравинский — с тональ-
Русских сезонов «Петрушка» и «Весна священная» ожи- ностью, ломаным ритмом и диссонансами. Общество
дания оправдали. Это если говорить мягко. «Весна свя- оказалось не готово. Для адаптации ему потребовалось…
щенная» просто снесла, казалось, многое повидавших меньше года. В 1914 году исполнение «Весны священ-
ной» на симфоническом концерте в Париже вызвало
бурные овации.
ПЕВЕЦ КУБИЗМА
После гимна священному языческому ритуалу Стра-
винский породил новую волну музыки во всём мире.
А сам стал культурным феноменом Европы. Дело в том,
что его семья привыкла проводить в Швейцарии хо-
лодное время года, и в 1914 году, в канун начала Первой
мировой вой ны, композитор решил продлить эти «ка-
никулы», а после русской революции принял решение
Слева направо: Игорь Стравинский, Николай Римский-Корсаков, его дочь Наде- остаться там навсегда.
жда, её жених Максимилиан Штейнберг и Екатерина Гавриловна Стравинская, Он завёл дружбу с Эриком Сати, сблизился с Пабло
урожденная Носенко, первая жена Стравинского. Пикассо. Два кубиста познакомились в 1917 году в Риме
и даже поработали вместе над камерным балетом
«Пульчинелла», который продюсировал Сергей Дягилев
для своих «Русских сезонов». В этом балете намешаны
впечатления композитора от кукольных спектаклей, ко-
торые он смотрел во время путешествия в Неаполь. Од-
ним словом, классика с привкусом комедии дель арте.
Публика, однако, не оценила отход от русского насле-
дия. Возможно, из-за холодного приёма «Пульчинеллы»
Игорь Стравинский, русский композитор, и Вильгельм Фуртвенглер, Конрад Бек, Игорь Стравинский и Пауль Захер в Базеле 2 октября 1930 г.
немецкий дирижёр и композитор.