Page 112 - Журнал "Стиль Жизни" #42 (56) 2024
P. 112

108     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ































            Композитор Игорь Стравинский и виолончелист   Игорь Стравинский во время визита в Израиль, 1962 год. Слева направо: репортер «Коль Исраэль»
            Мстислав Ростропович                 Натан Дуневиц, Игорь Стравинский, Аарон Цви Пропес, пианист Франк Пелег, госпожа Хана Шапира,
            / © MIKHAIL OZERSKIY / COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /  скрипач Цви Цейтлин


            Стравинский на некоторое время стал больше пиани-
            стом и дирижёром. В ближайшие годы из-под его пера
            вышла только опера-буфф «Мавра», в основу которой
            легла поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне».
               Дальше с подачи Библиотеки Конгресса в Вашингто-
            не Стравинский «потонул» в новом глобальном проекте:
            «белом балете» о боге Аполлоне Мусагете —  предводи-
            теле муз. Постановщиком балета стал американский
            хореограф Джордж Баланчин, а костюмы для балета
            создавала французский модельер Коко Шанель. Премье-
            ра в 1928 году стала последней при поддержке Дягилева.
            Их рассорило следующее произведение композитора —
            «Поцелуй феи», написанное по заказу танцовщицы Иды
            Рубинштейн и посвящённое Петру Чайковскому.
                                                                    Игорь Стравинский репетируюет с симфоническим оркестром
                                                                    Финского радио в Хельсинки
            НЕОКЛАССИКА И СМЕРТЬ
            Стравинский прожил долгую жизнь. За свои 88 лет он      ничего сердцу. «Продвинутые» слушатели, напротив,
            был дважды женат, воспитал четверых детей, написал      считали, что этот период —  квантовый скачок вперёд,
            пять опер, чёртову дюжину балетов и несчётное число     только с замедленным эффектом. Дескать,  когда- нибудь
            малых произведений. В свой «неоклассический» пери-      дойдёт до всех. А вот американский рок-авангардист
            од он увлёкся античной историей и древнегреческой       Фрэнк Заппа сориентировался ещё в 1966 году. На вол-
            мифологией. Так появились опера «Царь Эдип» и мелод-    не вдохновения произведениями Игоря Стравинского
            рама «Персефона». Естественно, композитора увлекали     собрал свою культовую группу The Mothers of Invention.
            и библейские сюжеты: под впечатлением от них созда-       В последние годы Стравинский, по мнению большин-
            ны «Симфонии псалмов», хоровые сочинения «Символ        ства, сочинял «нейтральную музыку». Сам композитор,
            веры» и «Отче наш». Переломным стал балет «Орфей»       однако, категорически не соглашался с таким мнением
            в 1947 году. Дальше в поисках композитора победила      и уверял, что сама природа его музыки априори русская.
            серийная техника.                                       Чтобы напомнить о «русском следе», он даже создал
               Первые её элементы можно усмотреть в небольших       канон для оркестра на основе русских народных песен
            композициях начала 1950-х вроде «Кантаты», «Септе-      «Не сосна у ворот раскачалася».
            та» и «Трёх песен из Вильяма Шекспира». В «Canticum       Тяжело заболев, Стравинский решился взяться
            sacrum» одна из пяти частей так и вовсе полностью       за реквием «Заупокойные песнопения». Это произведе-
            додекафонна. Неподготовленному меломану слушать         ние стало одним из главных в его жизни. А самым по-
            такое чревато. П отому-то многие уверены, что главное,   следним — обработка духовных песен Хуго Вольфа.
            что дал миру Стравинский, —  русская тема. А все эти      Великий композитор скончался 6 апреля 1971 года
            поздние сочинения, такие как «Агон», «Плач пророка      в Нью- Йорке. Похоронили его на кладбище Сан- Микеле
            Иеремии» или «Потоп» —  умствования, не дающие          в Венеции, недалеко от могилы Сергея Дягилева.
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117