Page 129 - Журнал "Стиль Жизни" #42 (56) 2024
P. 129
Три главных храма в монастыре Эрдени-Дзу сомона Хархорин на севере аймака Уверхангай / © MARCIN KONSEK / COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /
МОНАСТЫРЬ ЭРДЕНИ- ДЗУ
Это духовный центр средневековой новый монастырь. Его освятили Кстати, в социалистической
Монголии. В те годы на этой терри- в 1587 году. Этот монастырь стал Монголии, с 1944 по 1990 год, один
тории жили уйгуры. И вот хан уй- родовым монастырём Тушэту- ханов. монастырь всё же действовал. Это
гуров Богучар в столице Уйгурского Позднее на его территории построи- Гандан, или Гандантэгченлин, что
каганата Хара- Балгасуне на Орхоне ли ещё несколько храмов. переводится как «Большая колес-
воздвиг статую Будды Эрдени- Дзу. Первоначально монастырь назы- ница всеобъемлющей радости». Его
Ханша Байбалык также воздвигла вался «Храм драгоценного владыки» история тянется с 1809 года, когда
в Баин- Балгасуне на реке Селенге в честь статуи Будды, в которую от монастыря Богдо-гэгэнов, где
ещё одну статую Эрдени- Дзу. Первую вложили переданные Далай- исторически заседали главы Буд-
монгольский великий хан Угэдэй ламой III мощи Шакьямуни. Однако дийской сангхи Монголии, отдели-
привез в город Каракорум — тогдаш- официальное название ему было лась специальная школа для изуче-
нюю столицу Монгольской импе- дано Лхундубдэченлинг, или «Место ния высшей буддийской догматики
рии — и поставил в новом храме. самовозникшего великого блажен- цанида — упорядоченного толкова-
Прошли столетия, храм обвет- ства». Он включал в себя 62 храма, ния основного содержания Ганджу-
шал. Наверное, он исчез бы с лица а периметр закрывала каменная ра, свода учений Будды Шакьямуни.
земли, если бы Абатай- Тушэту-хан, стена со 108 субурганами — памят- К началу XX века в нём прожи-
следуя повелению Далай-ламы ными ступами. вало около 14 тысяч монахов. Сей-
III Сонама Гьяцо, в год огненной В советский период многое разру- час — 150 человек. Причём именно
собаки тринадцатого цикла (это шили, сохранились лишь несколько монастырь Гандан — резиденция
примерно 1585 год) не привёз сюда строений и наружная стена. Теперь хамбо-ламы Чойжамца, главы Ассо-
строителей, которые взялись за ре- это территория Национального циации буддистов Монголии, и одно-
конструкцию храма. А ещё решено исторического музея. Один храм — временно Буддийский университет,
было построить в южной части Лаврин — удалось «перезапустить», где изучают историю, философию,
древней монгольской столицы в нём проводят молебны. языки и медицину будущие ламы.