Page 123 - Журнал "Стиль Жизни" #33 (47) 2021
P. 123
Ганс Мемлинг
«Триптих Донна»
1478 г.
Произведения искусства подписывались не всегда. Дело
в том, что в средние века и даже в эпоху возрождения к ху-
дожникам относились так же как к ремесленникам. Делать
табуретку или писать фреску было одинаково богоугодным
делом. А Господь видит все и ему подписи не нужны. К тому
же подпись — это признак гордыни, что является смертным
грехом. Поэтому работы XII — XV веков зачастую сопрово-
ждаются буквами «Н.Х» — неизвестный художник. Или же
лаконичной «М», что может означать мастер св. Вероники,
мастер амстердамского успения Богородицы, мастер выши-
тых рукавов и пр.
Всякий художник мечтал стать членом гильдии — это
что-то вроде профсоюза художников. Наиболее значимой
была гильдия Св. Луки. Заказы, как правило, направлялись
в гильдию, и уже там решалось, кто будет главным масте-
ром, а кто помощником. Старшины цехов прекрасно знали
способности каждого и на финансовой стороне вопроса
наличие или отсутствие имени никак не сказывалось.
И, тем не менее, некоторые мастера все-таки оставляли
сообщение о том, кто является автором работы, изображая
себя самих. Конечно, сегодня эти «подписи» расшифро-
вать довольно сложно. Например, искусствоведы до сих
пор спорят, является ли человек в красной шляпе, что
подглядывает за Иоанном Крестителем из-за угла, Гансом
Мемлингом или нет. Или же знаменитая работа «Св. Лука,
рисующий Мадонну», предполагается, что Рогир Ван дер Хуго Ван Дер Гус
Вейден в образе Св. Луки изобразил себя самого. А Хуго Ван «Оплакивание Христа»
дер Гус примостился слева от оплакиваемого Христа в си- около 1480 г.
нем плаще и красной шапке. Этот персонаж заметно выде-
ляется на фоне остальных участников печального события.