Page 126 - Журнал "Стиль Жизни" #33 (47) 2021
P. 126

120     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ




























                                                                                      Альбрехт Дюрер 1484 г.



































            Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса» 1498 г.

               Отсутствие подписи в эпоху Возрождения — это тоже    с работами мастера. Дюрер подписывал все свои работы и гра-
            своего рода подпись. Никто не мог повторить того, что   вюры. И, как выяснилось, не напрасно. Некий Маркантонио
            делал Микеланджело. Только в его руках каррарский мрамор   Раймонди из Болоньи, поняв, что гравюры Дюрера пользуются
            начинал дышать. Знаменитое сфумато да Винчи с усколь-   большим спросом, скопировал не только их, но и знаменитую
            зающими улыбками и движениями так же принадлежали       монограмму художника. Одна из таких гравюр попала в руки
            только ему. А прозрачные тени, наполненные светом были   мастера, который подал на Раймонди иск за нарушение автор-
            визитной карточкой только Рафаэля. Они были настолько   ских прав. Кстати, это был первый подобный иск в истории
            узнаваемы, что не нуждались в подписи и настолько непо-  судопроизводства. Если на гравюрах Дюрер ставил подпись
            вторимы, что если за ними кто-то и отваживался повто-   просто внизу по центру, то в живописных работах он устраи-
            рять, то рисковал потерять свое собственное имя.        вал настоящие головоломки для тех, кто хочет установить ав-
               Иной была ситуация в Северном Возрождении, где искус-  торство работы. Но у всякой головоломки есть свой алгоритм.
            ство все еще подчинялось гильдиям да и вопрос с гордыней   В данном случае он заключается в автопортрете. Грубо говоря,
            еще не был до конца решен. Но только не в случае с Альбрех-  найди Дюрера, найдешь и подпись. В «Празднике четок» ма-
            том Дюрером. Его ранний карандашный рисунок имеет совер-  стер примостился у дерева и держит в руках лист бумаги, где
            шенно неподобающую времени подпись: «Это я сам нарисовал   среди прочих слов запрятал свой автограф. В «Мученичестве
            себя в зеркале в 1484 г. Альбрехт Дюрер». Художнику 13 лет.   тысячи христиан» он расположил себя практически в точке
            Позднее в качестве автографа появится монограмма из двух   золотого сечения. В темно-синем плаще он несет в руках кар-
            букв AD, которая по знаменитости может конкурировать    туш, на нем-то и оставил свою подпись художник.
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131