Page 118 - Журнал "Стиль Жизни" # (51) 2023
P. 118

114     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ



                                                 ЧТО ЭТО БЫЛО?                           А деятели поп-арта не устают гово-
                           ИНТЕРЕСНЫЙ                                                 рить Магритту спасибо за подсказки
                           ФАКТ                  Картины Магритта по-прежнему         на самом полотне. Скажем, на вполне
                                                 вызывают споры. Одни записыва-       революционной картине «Веролом-
                                                 ют их в плакаты, другие в интел-     ство образов» под изображением
                 МАГРИТТ ВЫСТУПАЛ                лектуальные головоломки, третьи      трубки смело написано «это не труб-
                 ЗА ЧИСТОТУ ПОЗНАНИЯ,            уверены, что одним изобрази-         ка». Эта двойственность и породила,
                                                                                      похоже, всё современное искусство,
                                                 тельным чутьём Рене не понять —
                 НАПОМИНАЯ, ЧТО НИЧТО            требуется внимание к шифрам,         да ещё и вдохновило кинорежиссё-
                 ТАК НЕ СБИВАЕТ                  заложенным в названиях. Скажем,      ров Нового Голливуда вроде того же
                 С ТОЛКУ, КАК РАЗУМ              тот же вездесущий «Сын человече-     Дэвида Линча. И тут круг замкнулся.
                                                 ский», уместный в гостиной интел-
                                                                                      Рене Магритт скончался в 1967 году
                                                 лектуала и в рабочей столовой —      от рака поджелудочной железы. В это
                                                 на этой картине, как вы помните,     самое время Линч купил кинокамеру
                                                 лицо самого обыкновенного граж-      и снял свой первый короткометраж-
                                                 данина закрывает яблоко. Если бы     ный фильм «Алфавит». В этом кино-
            специально для британского сред-     не название, вероятно, версия про    кошмаре, основанном на кошмарном
            него класса. Как-то плавно, не сразу,   изображённое библейское грехопа-  сновидении племянницы жены
            он вошёл в моду, его неформальный    дение, вкушение плода познания       режиссёра Пэгги, всё смешалось —
            и практичный вид (по сравнению       и изгнание из Рая и не пришла бы     мультипликация и кинокадры, явь
            с цилиндром) сделал котелок обяза-   в голову.                            и сон, прошлое и будущее.
            тельной частью мужского гардероба
            на долгие годы. Как и персонаж
            в чёрном пальто и шляпе Магритта.
            Впервые мы видим его на работе
            мастера «Размышления одинокого
            прохожего» 1926 года. И следующие
            40 лет этот Имярек, судя по всему,
            сам Рене Магритт, в неизменном
            котелке появлялся на полотнах
            великого и загадочного художника.
            Автор комментировал своё увлече-
            ние котелками так: «Это — головной
            убор, который не оригинален. Че-
            ловек с котелком — это просто че-
            ловек среднего класса, спрятанный
            в своей анонимности. Я тоже его
            ношу. Я не стремлюсь к тому, чтобы
            выделяться».




















                                                                                                                                            / © BALKHOVITIN, COMMONS.WIKIMEDIA.ORG /










            Рене Магритт «Общее место», 1964 г.  Рене Магритт «Абстрактная идея», 1966 г.
            / © RENÉ MAGRITTE / ARTIST'S ESTATE / ARTVEE.COM /  / © RENÉ MAGRITTE / ARTIST'S ESTATE / ARTVEE.COM /
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123