Page 102 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 102
98 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ПАССИОНАРИИ
димо сделать выбор — предать друзей все испытания с честью выдержал. тщательного планирования, 25 но-
или императора. Выхода нет — во- Справиться с муштрой и нагрузками ября 1970 года Юкио с четырьмя
енный выбирает достойную смерть. ему помогло осознание своего врага. членами «Общества щита» ворвался
Киношники настолько дотошно В качестве спарринг-партнёра писа- на базу сухопутных войск в Итигае.
инсценировали сэппуку, что далеко тель выбрал… «унизительную» кон- На Мисиме красовалась белая по-
не все зрители смогли досмотреть ституцию Японии, принятую после вязка хатимаки с красным кругом
эту долгую и натуралистичную сце- Второй мировой войны. Даже не всю хиномару в центре с выражением
ну. На премьере несколько человек конституцию, а одну-единственную «Семь раз переродиться, чтобы
буквально упали в обморок. статью № 9, где зафиксирован отказ служить стране». Так интеллектуал
Сам Мисима остался очень дово- страны от создания армии и ведения намекал на последние слова Маса-
лен этой своей киноработой — он войны. суэ Кусуноки, младшего брата са-
назвал «Патриотизм» рассказом В октябре 1968 года Мисима по- мурая Масасигэ Кусуноки, который
о счастье. Похоже, этим фильмом шел дальше и организовал частную вместе с братом погиб в восстании
он прорепетировал свой последний армию, которую нарек Татенокай годов Гэнко (1331–1333 гг.), сражаясь
перформанс, продумал все детали («Общество щита»). Армия включа- за императора.
исполнения самурайского долга. ла в себя примерно сотню учеников, А дальше случилась, кажется,
одетых в красивую военную унифор- самая бесперспективная попытка
му (Мисима сам разработал дизайн). государственного переворота. Чле-
АРМИЯ СМЕРТИ Участники организации казались ны «Общества щита» связали и зат-
модниками и «ботанами» до тех пор, кнули рот коменданту — генералу
В 1966 году Юкио Мисима стал пока Мисима не выбил разрешение Масудэ — и забаррикадировались
на шаг ближе к исполнению своей для своей команды на совместные в его офисе. Солдатам они пообе-
мечты стать самураем из старых ле- учения с армией. Командование щали казнить старшего по званию
генд. Чтобы стать воином, живущим относилось к нему с симпатией, мечом, если что-то пойдет не по их
по самурайскому кодексу «Хагакурэ», у него даже был доступ в команд- плану. И потребовали собрать весь
он записался в Силы самообороны ный пункт. численный состав во дворе здания,
и прошёл усиленный курс подготов- Этим бывший писатель, а теперь чтобы прослушать речь Мисимы.
ки. В свои 42 года он годился в отцы заговорщик Мисима и воспользо- Военные выполнили требова-
большинству однополчан, однако вался. После нескольких месяцев ния заговорщиков. Мисима вышел
на широкий балкон и обратился
с речью к тысяче военных, собрав-
шихся на плацу. Оратора почти
не было слышно — гудели сирены,
в воздухе жужжали вертолёты,
солдаты осыпали писателя про-
клятиями и требовали отпустить
начальника. Напрягая связки, Юкио
призывал возродить самурайский ГРАНИ ЖИЗНИ
дух древней Японии, восстать
из пепла после унизительного по-
ражения во Второй мировой войне.
Призывал отказаться от «бесхре- СТОЛКНОВЕНИЕ
бетной послевоенной демократии»
и снова сделать Японию великой.
А главное — выражал надежду В ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ
на возвращение Императору его
довоенного положения как живого
бога и национального лидера. Для
этого, по мнению Мисимы, пора
решиться на восстание и смену кон-
ституции Японии 1947 года.
Первоначально Мисима плани-
ровал долгую речь, но в итоге огра-
ничился дюжиной минут. Крикнул:
«Император, Банзай!», вернулся
в кабинет, снял китель, надетый
на голое тело, сел на пол и коротким / © KJPARGETER, WWW.FREEPIK.COM /
мечом вспорол себе живот.
Предсмертным посланием Юкио
была записка, найденная у него
дома: «Жизнь человеческая ограни-
Последняя речь предводителя частной военной организации «Общество Щита» чена, но я хотел бы жить вечно».