Page 97 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 97
92 | СТИЛЬ ЖИЗНИ КАК ЭТО БЫЛО
ной миров», только другими авторами. Всё началось
с повести «Битва при Доркинге» полковника Джорджа
Томкинса Чесни. Потом утопии о завоевании Англии
хлынули потоком: агрессором выступала то Франция,
то Россия, то Германия. До Первой мировой войны вы-
шло более 400 романов в жанре «вторжения» — туда
записывали даже «Дракулу» Брэма Стокера.
МИР ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА
Сам автор «Войны миров», похоже, рассматривал роман
как предостережение цивилизации от хищнического ис-
требления непохожих. В самом начале своего произведе-
ния Уэллс прямо пишет о жителях Тасмании, полностью
уничтоженных европейцами за пятьдесят лет истреби-
тельной войны. И тут же задаётся риторическим вопро-
сом: «Разве мы сами уж такие апостолы милосердия,
что можем возмущаться марсианами, действовавшими
в том же духе?».
Инопланетное вторжение оказалось короткой побе-
доносной войной. Англичане были смяты за три недели.
Многое из того, что предсказал Уэллс Интеллектуальному и техническому превосходству
в романах-антиутопиях «Войне миров» не нашлось на Земле достойной противостоящей силы.
и «Войне в воздухе», было реализовано Марсиан остановили не люди — микробы, против кото-
в Первой мировой войне рых у пришельцев не оказалось иммунитета.
Обидевшись на роль лёгкой добычи, земляне тем
не менее признали себя счастливыми жертвами гения
Уэллса: «Войной миров» зачитывались не только ан-
гличане и американцы. Произведения Уэллса тотчас
лась преимуществами летания, получив крылья; между начали переводить во Франции и России. Величайшие
тем, на Марсе вследствие совершенно особенных условий умы того времени признавались автору популярной
жизни мы с большой вероятностью можем предполо- фантастики в любви. Скажем, обычно бесконечно тре-
жить, что развитие и совершенствование зоологических бовательный и редко кем-то довольный Бернард Шоу
существ совершалось по преимуществу в ряде крылатых назвал роман «превосходнейшей вещью, от которой
созданий. Отсюда естественно заключить, что высшие невозможно оторваться». В конце концов сам Уэллс, как
из животных видов могут быть снабжены там крыльями. правило, не слишком высоко ставящий свои фантасти-
В нашем подлунном мире царями воздуха остаются кон- ческие тексты, был крайне доволен результатом. Роман ПАССИОНАРИИ
доры и орлы, а там этим завидным преимуществом воз- остается актуальным и сегодня: его не только регулярно
душного передвижения могут пользоваться многие виды переиздают, но и с завидной увлечённостью экранизи-
высших позвоночных и даже самый человеческий род руют. Земляне любят бояться порабощения и истребле-
как последний член в ряду животных существ». И тут же ния. Страх отвлекает нас от необходимости служения ЮКИО, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ
добавляет: «Человеческие существа совершенствуются гуманистическим идеям Человечества.
с течением времени, а так как Марс образовался раньше
Земли и охладился скорее, чем она, то он должен опере- И СЖЁГ ХРАМ
дить её во всех отношениях».
Уэллс двигался в русле всех этих очень популярных
в конце XIX века концепций, только на своём уровне,
добавляя ещё и некое социально-политическое про-
рочество. Мир находился у истока глобальных войн
и переустройства — своего рода завоевания старой ци-
вилизации какими-то новыми идеями и даже новыми
группами людей. Учитывая политические воззрения Уэ-
ллса, а он был социалистом (правда, отнюдь не последо-
вателем Маркса, то есть скорее национал-социалистом),
все описываемые события можно расценить — прямо
по Ленину — как острую социальную критику империа-
листической фазы развития капитализма.
Строго говоря, Марс можно смело заменить на любую
державу того времени, которая испытывала имперские
амбиции и пугала англичан. Собственно, такие романы
даже были написаны примерно в одно время с «Вой- Герберт Уэллс играет в домашнюю маленькую «Войнушку миров»