Page 95 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 95

90     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            КАК ЭТО БЫЛО



            МАРС, ВОЙНУ ПРИНОСЯЩИЙ
            О Марсе говорили много и взахлёб. Обычно его побаи-
            вались. Как-никак древнеримский бог войны! И всё же
            воспринимали Марс как некое тёмное зеркало Земли.
            У такого рассуждения даже есть вполне конкретный ав-
            тор — немецкий астроном, композитор и музыкант-вир-
            туоз Уильям Гершель. Это был поистине великий муж
            своего времени. Это он в конце XVIII века обнаружил
            сезонные изменения полярных шапок на Марсе и уточ-
            нил период его вращения вокруг оси, впервые приме-
            нил «метод черпков» — подсчёты числа звёзд в избран-
            ных площадках, впервые оценил размеры и общую
            форму Галактики. Но главное — это он пришел к выводу,
            что наша Галактика — «остров» во Вселенной, а Марс —
            подобная Земле планета, ещё один спутник Солнца.
               Свой вклад в придании Марсу особого статуса сделал
            и великий философ Иммануил Кант. Это ведь он пред-
            ставил теорию происхождения Солнечной системы.
            И доказал, что эта планета много древнее Земли.
               И всё же главный «марсовед», давший землянам
            надежду на инопланетный разум, — Джованни Скиа-
            парелли. Это он в 1877 году обнаружил «марсианские
            каналы». Так в неточном переводе на английский стали
            называть «прямые линии» природного происхождения.
            Больше ста лет англоязычная публика считала версию
            «рукотворных каналов» доказанной. Забавно, но Ски-
 Разгар радиопостановки романа Герберта Уэллса
 в эфире станции CBS 30 октября 1938 года под
 руководством Орсона Уэллса
                                                                    Оригинальная обложка книги Герберта Уэллса «Война миров»


                                                                    апарелли не считал подобные гипотезы научно обо-
                                                                    снованными. Всё же он был серьезным и весьма осно-
 Вот таких марсиан он и описал в своём романе. Его   ные замыслы. Для нашего воображения представляет-  вательным учёным — успел дать имена рекам, озёрам,
 марсиане здорово обогнали землян в науке и технике.   ся странным, но и не менее логичным предположить   впадинам, морям, заливам и даже болотам Марса. Эти
 Да и на живых существ отнюдь не были похожи. А зна-  вместо руки наличие хобота, как у слона, или группы   термины используются до сих пор.
 чит — и договориться с ними не представлялось воз-  щупальцев, или хоботоподобных органов…» Почти как   Пикантность в восприятие Марса как безусловно
 можным: для них человеки — просто еда!  в детской песенке: «Палка, палка, огуречик — вот и вы-  опасной родины инопланетной агрессии внёс бри-
 шел человечек».                                                    танский композитор Густав Холст. Его симфоническая
 Где же тут размышления о главной отличительной                     сюита «Планеты», написанная в 1914–1916 годах, была
 ПОРТРЕТ ПРИШЕЛЬЦА  особенности марсиан — их устрашающем треножни-  посвящена Солнечной системе. А каждая часть — своей
 ке? Да вот же они, чуть дальше в рассуждениях самого               планете с соответствующим ей астрологическим харак-
 Над внешним обликом писатель тоже рассуждал все-  Герберта Уэллса: «Если бы марсианин прибыл на Зем-  тером. Марс Густав Холст наделил страстью абсолютной
 рьёз. Его задача состояла в том, чтобы придумать суще-  лю, собственный вес прижимал бы его к почве, словно   агрессии — эта часть так и называется: «Марс, войну
 ство, имеющее некие признаки одушевлённого, но ра-  одежда из свинца. Он весил бы два и две трети своего   приносящий».
 дикально отличного от всех встреченных видов. «Они,   веса на Марсе и, вероятно, нашёл бы своё новое суще-
 вероятно, имеют голову и глаза, и тело с позвоночным   ствование невыносимым. Его конечности не служи-
 столбом, а поскольку у них из-за высокого интеллекта   ли бы ему опорой; вероятно, он тут же умер бы, сокру-  ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОПАСНОСТЬ
 обязательно будет крупный мозг, и так как почти у всех   шённый собственным весом. Когда я писал «Войну
 существ с большим мозгом он расположен вблизи глаз,   миров», в которой марсиане оккупируют Землю, мне   Версия о рукотворности марсианских каналов жила своей
 то у марсиан окажется, по-видимому, крупный и про-  пришлось решать эту сложную проблему. Некоторое   жизнью до начала XX века. У этой теории существовали
 порциональный череп», — описывал цепочку своих   время она меня буквально мучила, а затем я восполь-  горячие адепты, не лишённые литературного дара и ана-
 размышлений сам автор. И добавлял, что, дескать, при-  зовался мыслью о механических опорах и сделал моего   литических способностей. Например, французский попу-
 шельцы, безусловно, массивнее и выше землян в 2–3   марсианина просто бестелесным мозгом со щупаль-  ляризатор Камилл Фламмарион. Возможно, он первым
 раза. И тут же добавлял важную деталь: «Существует   цами, который питается, высасывая кровь и минуя   решился реконструировать облик строителей марсиан-
 фактор, на который мы можем положиться: марсиане,   процесс переваривания пищи, причём его вес несёт   ских каналов. В своей книге «Популярная астрономия»,
 должно быть, имеют некий хватательный орган, во-пер-  не живое тело, а фантастической конструкции маши-  вышедшей в 1890 году, он писал: «На Земле большая часть
 вых, потому, что без него развитие интеллекта почти   на. Но, несмотря на всё, как читатель может припом-  видов животного царства остались пригвождёнными
 немыслимо, а во-вторых, потому, что никаким иным   нить, земные условия оказались в итоге гибельными   к поверхности почвы благодаря могучему действию при-
 путём они не смогли бы осуществить свои инженер-  для марсиан».  Винтажный постер к роману Уэллса  тяжения, и лишь сравнительно малая часть воспользова-
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100