Page 92 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 92
88 | СТИЛЬ ЖИЗНИ КАК ЭТО БЫЛО
Марсианская газовая пушка, 1906 г. РЕПЕТИЦИЯ
Оригинальная графика бразильского
художника Энрике Алвим Корреа
ВОЙНЫ МИРОВ
Во вселенскую катастрофу легко поверить. Это доказывает радиоутка
Орсона Уэллса, а главное — её основа, актуальный во все времена
роман «Война миров» однофамильца знаменитого режиссёра —
великого Герберта Уэллса.
Герберт Джордж Уэллс
Проверка общества на прочность произошла 30 октя- Тут важно заметить, что вопрос этот звучал не про-
бря 1938 г.: в эфир радио CBS вышла радиопостановка сто от автора популярной фантастики, а от человека,
адаптации «Войны миров», реализованная силами который в конце XIX века, поработав торговцем в аптеке
режиссёра и актёров театра «Mercury Theatre». Ни- и учителем в школе, стал профессиональным журнали-
чтоже сумняшеся «дикторы» заявили, что на окраине стом. Похоже, профессия журналиста за полвека на-
деревни Гроверс-Милл, где-то в штате Нью-Джерси, столько эволюционировала, а её влияние (в том числе
приземлились боевые треножники марсиан. Выждав вредное) на умы настолько выросло, что Герберт Уэллс
время, радио продолжило нагнетать: дескать, марсиа- просто не мог поверить в могущество радиослова.
не уже захватили среднюю часть штата Нью-Джерси.
И пошло-поехало: коммуникации и железнодорожные
пути разрушены, сообщение между Нью-Йорком и Фи- АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОРИЦАТЕЛЬ
ладельфией прервано, всё плохо примерно от Пен-
сильвании до Атлантического океана. Дороги забиты Уэллс был больше увлечён наукой и техническими
беженцами. возможностями современного общества. Ещё когда
Для пущего доверия к эфиру подключились и «гене- в помине не было никакого Эйнштейна, он пропаган-
ральный прокурор», и «глава национальной гвардии» дировал четырёхмерное пространство в своём романе
и даже сам «президент Рузвельт». Шуточная постановка «Машина времени». А в романе «Мир освобождённый»,
продлилась не больше часа, а в финале Орсон Уэллс вышедшем в разгар Первой мировой, он рассказывал
даже поздравил слушателей с наступающим Хэллоуи- о начавшейся в 1940-х Второй мировой войне и об ос-
ном. Программу, прильнув к своим приёмникам, слуша- нованной на расщеплении атома бомбе, которую сбра-
ли больше миллиона человек. Сто тысяч из них повери- сывают с самолётов. Безусловно, чутьё не подвело фан-
ли в реальность вторжения. таста и в романе «Война миров», в котором он пишет
о применении в военных действиях отравляющих газов,
авиации и устройств вроде лазера.
ЭФФЕКТ ЭФИРА Роман «Война миров» начали публиковать
в 1897 году частями в лондонском журнале «Pearson’s
Самым благодатным слушателем радио оказалась… пе- Magazine» — тогда это была обычная практика издания
чатная пресса. Газетчики принялись упоённо раздувать больших произведений. Общество читало его не только
масштабы паники, соревнуясь в провокационности как увлекательную фантазию — люди ждали (и находи-
своих заголовков. Особенно отличилась газета The New ли) в романе откровения и предсказания будущего. Сам
York Times — на следующий день после радиопостанов- Уэллс разбирался в теме досконально. И был ей верен
ки она вышла с передовицей, посвящённой паническо- как минимум десятилетие. Ещё в 80-х годах XIX века
му бегству американцев, бросающих свои дома ради он выступал с публичными лекциями про обитаемые
спасения от марсиан. планеты, рассуждал о Марсе и о высокоразвитой ино-
Парадокс в том, что обыватели отнюдь не впадали планетной цивилизации. А за несколько лет до выхода
в ажитацию: страшные «новости» спускались на тор- «Войны миров» он разразился статьёй «Марсианский
мозах на уровне «неужели это всё правда и как с этим разум», в которой очень серьёзно рассуждал об эволю-
жить?» И всё же уровень доверия самым безбашенным ции живой протоплазмы на Марсе и приходил к мыс-
новостям был запредельным. Спустя несколько лет, уже ли, что марсиане должны существенно отличаться
после войны, сам Герберт Уэллс интересовался в эфире от землян и своим внешним обликом, и функциональ-
другой радиостанции, была ли эта паника в Америке но, и по внешнему поведению. Уже тогда он допускал
после «вброса» Орсона Уэллса или это так назвали Хэл- мысль, что пришельцы могут оказаться воинственными
лоуинское веселье? завоевателями.