Page 93 - Журнал "Стиль Жизни" # (52) 2023
P. 93

88     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            КАК ЭТО БЫЛО







 Марсианская газовая пушка, 1906 г.   РЕПЕТИЦИЯ
 Оригинальная графика бразильского
 художника Энрике Алвим Корреа
            ВОЙНЫ МИРОВ





            Во вселенскую катастрофу легко поверить. Это доказывает радиоутка
            Орсона Уэллса, а главное — её основа, актуальный во все времена
            роман «Война миров» однофамильца знаменитого режиссёра —
            великого Герберта Уэллса.
                                                                                           Герберт Джордж Уэллс


            Проверка общества на прочность произошла 30 октя-         Тут важно заметить, что вопрос этот звучал не про-
            бря 1938 г.: в эфир радио CBS вышла радиопостановка     сто от автора популярной фантастики, а от человека,
            адаптации «Войны миров», реализованная силами           который в конце XIX века, поработав торговцем в аптеке
            режиссёра и актёров театра «Mercury Theatre». Ни-       и учителем в школе, стал профессиональным журнали-
            чтоже сумняшеся «дикторы» заявили, что на окраине       стом. Похоже, профессия журналиста за полвека на-
            деревни Гроверс-Милл, где-то в штате Нью-Джерси,        столько эволюционировала, а её влияние (в том числе
            приземлились боевые треножники марсиан. Выждав          вредное) на умы настолько выросло, что Герберт Уэллс
            время, радио продолжило нагнетать: дескать, марсиа-     просто не мог поверить в могущество радиослова.
            не уже захватили среднюю часть штата Нью-Джерси.
            И пошло-поехало: коммуникации и железнодорожные
            пути разрушены, сообщение между Нью-Йорком и Фи-        АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОРИЦАТЕЛЬ
            ладельфией прервано, всё плохо примерно от Пен-
            сильвании до Атлантического океана. Дороги забиты       Уэллс был больше увлечён наукой и техническими
            беженцами.                                              возможностями современного общества. Ещё когда
               Для пущего доверия к эфиру подключились и «гене-     в помине не было никакого Эйнштейна, он пропаган-
            ральный прокурор», и «глава национальной гвардии»       дировал четырёхмерное пространство в своём романе
            и даже сам «президент Рузвельт». Шуточная постановка    «Машина времени». А в романе «Мир освобождённый»,
            продлилась не больше часа, а в финале Орсон Уэллс       вышедшем в разгар Первой мировой, он рассказывал
            даже поздравил слушателей с наступающим Хэллоуи-        о начавшейся в 1940-х Второй мировой войне и об ос-
            ном. Программу, прильнув к своим приёмникам, слуша-     нованной на расщеплении атома бомбе, которую сбра-
            ли больше миллиона человек. Сто тысяч из них повери-    сывают с самолётов. Безусловно, чутьё не подвело фан-
            ли в реальность вторжения.                              таста и в романе «Война миров», в котором он пишет
                                                                    о применении в военных действиях отравляющих газов,
                                                                    авиации и устройств вроде лазера.
            ЭФФЕКТ ЭФИРА                                              Роман «Война миров» начали публиковать
                                                                    в 1897 году частями в лондонском журнале «Pearson’s
            Самым благодатным слушателем радио оказалась… пе-       Magazine» — тогда это была обычная практика издания
            чатная пресса. Газетчики принялись упоённо раздувать    больших произведений. Общество читало его не только
            масштабы паники, соревнуясь в провокационности          как увлекательную фантазию — люди ждали (и находи-
            своих заголовков. Особенно отличилась газета The New    ли) в романе откровения и предсказания будущего. Сам
            York Times — на следующий день после радиопостанов-     Уэллс разбирался в теме досконально. И был ей верен
            ки она вышла с передовицей, посвящённой паническо-      как минимум десятилетие. Ещё в 80-х годах XIX века
            му бегству американцев, бросающих свои дома ради        он выступал с публичными лекциями про обитаемые
            спасения от марсиан.                                    планеты, рассуждал о Марсе и о высокоразвитой ино-
               Парадокс в том, что обыватели отнюдь не впадали      планетной цивилизации. А за несколько лет до выхода
            в ажитацию: страшные «новости» спускались на тор-       «Войны миров» он разразился статьёй «Марсианский
            мозах на уровне «неужели это всё правда и как с этим    разум», в которой очень серьёзно рассуждал об эволю-
            жить?» И всё же уровень доверия самым безбашенным       ции живой протоплазмы на Марсе и приходил к мыс-
            новостям был запредельным. Спустя несколько лет, уже    ли, что марсиане должны существенно отличаться
            после войны, сам Герберт Уэллс интересовался в эфире    от землян и своим внешним обликом, и функциональ-
            другой радиостанции, была ли эта паника в Америке       но, и по внешнему поведению. Уже тогда он допускал
            после «вброса» Орсона Уэллса или это так назвали Хэл-   мысль, что пришельцы могут оказаться воинственными
            лоуинское веселье?                                      завоевателями.
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98