Page 133 - Журнал "Стиль Жизни" # (49) 2022
P. 133
Анри Матисс «Роскошь, покой, наслаждение» 1904 г. Анри Матисс (1869–1954 гг.) — Французский
художник. Основоположник фовизма.
Мир цвета буквально поглотил цузской фламандке — добросердеч-
художника. Особенно ощущение ной, энергичной и хрупкой». А еще
власти над красками. Он мог за- учителю из школы искусств — Густа-
ставить их кричать, шептать, петь ву Моро. Тогдашнее академическое Незадолго до того
и молчать. Матисс не единственный преподавание живописи базирова- как Матисс стал
в истории искусства художник, чей лось на строгой классике. Это была самым знаменитым
путь к кистям и краскам пролег система, которая словно капризный из фовистов, я к нему
через больничную койку. Но, по- ребенок, цепляющийся за подол пришел по совету
жалуй, только ему было что терять матери, держалась за старые прин- моего друга Винье…
и из чего выбирать. По наставле- ципы, отвергая все новое. Студенты У Матисса был короткий
нию отца он уже успел получить дни напролет просиживали в залах нос, напоминающий
достойное образование и стать Лувра, копируя шедевры великих нос Золя, и мясистые
юристом. Рабочие дни 20-летнего мастеров. Заявление Моро «о цве- плотно сжатые губы,
специалиста проходили в душной те надо мечтать» не шло в разрез прятавшиеся в бороде.
адвокатской канторе. Ворох бумаг, принципам школы, но вопрос в том, «Вот над чем я сейчас
хлопанье дверей, впускающих и вы- как слушать сказанное. Анри Ма- работаю» — сказал
пускающих клиентов, и жужжание тисс услышал по-своему. Он мечтал Матисс, внося полотно.
сонных мух. Взамен сносный гоно- изобрести цвет счастья, гармонии На картине был вид
рар и довольная улыбка отца, гор- и совершенства. Цвет в живописи одного из мостов через
деливо сообщавшего соседям, что может сказать больше, чем детали. Сену, со спокойной
теперь ему есть на кого оставить Матиссу понадобилось 8 лет, свинцовой водой.
лавку с семенами. Но улыбка с лица чтобы понять, куда движется совре- Я сказал: «Какие
Матисса старшего сползла ровно менное ему искусство, выделить красивые краски»
в тот момент, когда сын заявил, что стоящее и найти свою нишу. Он «Да, краска должна быть
теперь намерен стать художником перепробовал все: летящие мазки красивой — ответил
и уже записался в Парижскую шко- Ван Гога, буйство цветов Гогена, он — это действительно
лу изящных искусств. Гневные ре- четкость Сезанна и изящество япон- важно. Цвета должны
плики отца о нищенском будущем ских мастеров. Познакомившись быть гармоничными.
и профессии прохиндеев тонули с Полем Синьяком, Матисс с головой Когда они резкие
в мягком взгляде матери. Ее вечер- ушел в пуантилизм*. Приятели на и яркие мне трудно
ним хобби было расписывать кера- пару уехали в Сен-Тропе, ловить работать. Это весьма
мику. Обычно после тяжелого дня, вдохновение. Осталось несколько деликатная материя,
начинавшегося в 5 утра, она брала работ того времени, выполненные зачастую приходится
в руки горшочек или чашку и, при- художником под влиянием точечной экспериментировать
строившись у камина, выводила живописи. Например, «Роскошь, по- очень долгое время».
на гладких стенках причудливые кой, наслаждение»1904 г. или «Попу-
узоры, рожденные ее фантазией. гайные тюльпаны»1905 г. Но медита- Мишель Жорж‑Мишель.
Позднее Матисс скажет, что своим тивный пуантилизм шел в полный От Ренуара до Пикассо.
талантом и чувством красок он разрез с темпераментом художни-
обязан матери — «типичной фран- ка. Матисс, как и большинство