Page 138 - Журнал "Стиль Жизни" # (49) 2022
P. 138
134 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ
ему был уготован другой недуг. Но ми с цветочками. На полу арабский У Матисса обнаруживают рак. Он
до этого еще далеко. А пока, в доме табурет и несколько ящиков. Рядом сдает на глазах. Слабеет. В 1941 г.
появилась русская иммигранта находятся ширмы с наклеенными ему сделали операцию, в результате
Лидия Делекторская 22 лет отроду. вырезанными из бумаги рисунками которой единственным способом
Амели и в голову не приходило рев- в арабском стиле, которые Матисс передвижения становится инвалид-
новать. Муж любил южанок с огнем изображал в своих работах. Надо ное кресло. Он уже не мог стоять
в глазах, а эта больше походила на всем этим через комнату натянута перед холстом и писать кистью. Но
застывшую воду. Тихая, незаметная, проволока, на которой висит масля- Матисс продолжал работать. Он сме-
совсем не во вкусе Анри. ная лампа с импровизированным нил кисти на ножницы. Это метод
Делекторская, не имеющая, ни козырьком. Лидии все это уже зна- художник так и назвал: рисование
гражданства, ни постоянной ра- комо. Незнакомкой выглядела толь- ножницами, что, по сути, означает
боты помогала Матиссу в работе ко мадам Матисс. Измученная, как аппликация. Вырезанные из бумаги
над крупным заказом. О том, что уверяли врачи, нервным недугом фигуры раскрашивались, а затем
он очень известный художник она она выглядела потрепанной и опу- приклеивались к холсту. Именно
знала, но живопись его не понима- стошенной. Лидии сообщили, что в этой технике выполнена одна из
ла, о чем не раз говорила мастеру, в ее обязанности входит заботиться последних работ мастера «Грусть
смущенно извиняясь при этом. о мадам. Быть постоянно при ней, художника». Края фигур неровные,
Она с завидным усердием возилась развлекая разговорами и выслу- так как художник вырезал их про-
с красками, холстами, вырезала шивая жалобы. Позднее Лидия не извольно, по воле чувств, не делая
фигурки для декупажа. Когда работа раз слышала, как супруги ругаются. предварительных рисунков. Для
была закончена, девушка уехала Анри, которому было уже 63 года, Матисса всегда была важна спон-
и о ней все забыли, кроме самого упрекал жену в неподобающем виде танность. «Грусть короля» — сво-
Матисса. Случайно художник узнал, и просил избавить его от постоян- его рода автопортрет художника.
что Лидия устроилась танцовщицей ных жалоб на здоровье. В качестве Центральная черная фигура — сам
в кабаре. Надо сказать, что Матисс аргумента художник выдвигал обе- мастер. Он словно сидит в кресле
умел ценить людей, а к тем, кого от- зоруживающий довод: «…я с тобой в окружении удовольствий, кото-
мечал, очень привязывался. Так слу- превращусь в старика, у которого рые обогатили его жизнь. Желтые
чилось и с молчаливой Лидией. Он скоро начнут дрожать руки и течь лепестки — символы богатства
отправил за девушкой такси и вот, слюна изо рта». Лидия жалела хо- и любви. Зеленая одалиска сим-
молчаливая Лидия вновь появилась зяйку, а тем временем хозяин уже волизирует Восток. Танцор отдает
на Place Charles-Felix в доме Матис- вовсю писал ее портреты. Амели не дань женскому телу и чувственно-
сов в Ницце. Квартира располага- выдержала и уехала в Париж. Новой сти. Прямоугольники напоминают
лась на верхнем этаже квадратного музой художника стала Делектор- прошлые работы мастера. Жизнь
старого здания цвета охры. Стены ская. Молчаливая, восхищенная, прожита. Через два года Анри Ма-
обклеены самыми простыми обоя- незаменимая. И тут удар судьбы. тисса не стало.