Page 135 - Журнал "Стиль Жизни" # (49) 2022
P. 135

Анри Матисс «Интерьер с баклажанами»
            1910 г.













            Анри Матисс «Музыка» или «Музыканты» 1909 г.  Анри Матисс «Танец» 1909 г.


            картине «Интерьер с баклажана-       вел неизгладимое впечатление на      ника. Это были Сергей Иванович
            ми». Предметы, изображенные на       публику. Вообще, американцы ока-     Щукин и Иван Абрамович Морозов.
            холсте, словно лишь на мгновение     зались более чуткими к «дикости»     Благодаря им Россия обладает са-
            застыли, на указанных им местах,     французских мастеров. А истинных     мой обширной коллекцией произ-
            а потом начнут свое медленное        поклонников Матисс нашел в лице      ведений мастера. Правда, в свете
            движение. Предметам будет вторить    русских меценатов.                   последних лет, правильнее было бы
            цветочный узор. Может ли такая          Знакомство России с Анри Ма-      сказать, обладала. Бесценная кол-
            комната существовать на самом        тиссом произошло благодаря сало-     лекция меценатов 2019 г. была вы-
            деле? Ответ не вызывает сомнений.    нам Изебского, прошедшим в 1910 г.   везена в Париж в фонд Луи Виттона,
            Интерьер реальный. Здесь есть стол   в Москве, Петербурге и других го-    где и пребывает по сей день. Шансы
            с, замедлившими свой полет, бакла-   родах страны. Особую пикантность     вернуть картины обратно, на фоне
            жанами. Есть окно с номинальным      западному новаторскому искусству     тотальной русофобии, равны нулю.
            пейзажем. Потому что, на самом       придал Илья Ефимович Репин. На       На берега Сены отправились: Мане,
            деле, совсем не важно, что именно    самом деле Репин в первую оче-       Моне, Лотрек, Ренуар, Сезанн, Гоген,
            там, главное, какого все цвета. Слева   редь критиковал живопись Петро-   Ван Гог, Матисс и Пикассо. Говоря же
            от стола стоит зеркало, в котором    ва-Водкина, но проехался крепким     о Матиссе, то среди прочих его работ
            отражается лампа с вазой и лестни-   словцом по всем сразу: «Этому без-   за кордон были вывезены и два
            ца. Прямо за ширмой дверь в другую   грамотному рабу случилось увидеть    знаменитых полотна, заказанных
            комнату. Два помещения разделяет     двух сбитых парижской рекла-         мастеру Щукиным еще в 1909 г. Это:
            клетчатая занавеска. Рама на стене   мой нахальных недоучек, Гогена       «Музыка» и «Танец».
            предназначена для миниатюрной        и Матисса. Невежественный раб            На ярко-голубом фоне располо-
            картины с отсутствующим изобра-      смекнул, что и он так сможет нама-   жены розовые фигуры. Идеальный
            жением. Это место для цвета, кото-   левать.» В глазах Ильи Ефимовича,    контраст, не требующий ни теней,
            рый живет внутри смотрящего. «Ин-    ярого приверженца академических      ни четких контуров, ни деталей.
            терьер с баклажанами», как дверь     традиций, вызывающая «мазня»         Всю работу взял на себя цвет. С точ-
            в будущее. Здесь собраны почти       французов разрушала истинные         ки зрения Матисса, излишняя
            все элементы творчества Матисса,     ценности живописи. Плохая ре-        детализация заставляет зрителя
            которые позднее станут либо ча-      клама — тоже реклама. Московское     рассматривать что-то одно, упуская
            стью других картин, либо самостоя-   и Питерское купечество кинулось      из внимания целостное воспри-
            тельными работами. А что касается    скупать работы Матисса. Нашлись      ятие картины. А ведь только оно
            «Голубой обнаженной», которая        и истинные ценители, те, кто рань-   может передать целиком замысел
            теперь уже прославилась и в дру-     ше других, включая и западных        художника. На обеих картинах оди-
            гом цвете, то на выставке в Чикаго   любителей искусства, сумели оце-     наковое количество фигур — пять
            мастер лично сжег ее, чем произ-     нить всю величину таланта худож-     человек. Самое поразительное, что
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140