Page 143 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 143

136     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ


 протягивает последний ломоть
 хлеба нищей девочке. Примеча-
 тельно, что окно расположено над
 блюдом, где крест-накрест лежат
 две рыбы — символ христианства
 и Христа. И это еще не все. Справа
 в глубине изображена таверна. За
 столом у огня сидит веселая компа-
 ния, выпивает и ест устриц, которые
 ассоциируются с похотью. Рядом
 со столом висит разделанная туша,
 указывающая на неотвратимость
 смерти и мимолетность земных
 радостей. Тут же мясник в красной
 рубахе разбавляет вино водой. Вро-
 де все понятно, но стоит обратить
 внимание на то, что посетители та-
 верны сидят лицом к мясной лавке,
 а вот в сцене бегства в Египет пер-
 сонажи повернуты к ней спиной.
 Питер Артсен (1508–1575) «Мясная Лавка»  Как подсказка. Бегите от распутной
 жизни, спасайте душу.
 Франс Снейдерс также помещал
 людей рядом с натюрмортами. Его
 работа «Рыбная лавка» рассказывает
 целую историю об одной семье. Для
 начала в этом натюрморте вообще
 главная роль отведена людям, хотя
 дары моря занимают большую часть
 полотна. Рассматривать картину
 стоит слева направо. То есть, сперва,
 зритель видит устриц — грехопа-
 дение и сладострастие. Затем краб
 лапами вверх с тем же посылом. Но
 все это далеко от женщины и ребен-
 ка. В непосредственной близости от
 них все приобретает вид нравствен-
 ности и благочестия. Лицо женщины                         ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
 так активно привлекает к себе вни-
 мание, что не сразу можно обратить
 внимание на то, что у мальчика на
 спине висит корзинка со сладостями.                МЕЧТА О ЛЮБВИ
 А к корзинке прикреплены два крас-
 Франс Снейдерс (1579–1657) «Рыбная лавка»  ных башмачка. Это символ праздни-
 ка — день Святого Николая. Значит
 ют впечатление, что человек толь-  пейзажей и библейских сцен. Арт-  на дворе 6 декабря. В этот день всем
 ко что вышел из комнаты и вот-вот   сен умудрился собрать воедино все   послушным детям дадут подарки,
 вернется. Это и делает изображение   и у него получилось. В натюрморте   а непослушных отлупят розгами.
 «мертвой натуры» живой.  «Мясная лавка» почти все простран-  Они у мальчика в корзинке тоже
 Не все голландские мастера   ство занимает ломящийся от яств   имеются. Что получит мальчик, ре-
 довольствовались иллюзорным   стол. Здесь множество видов мяса:   шать зрителю. Надо только ответить
 присутствием человека. Например,   убитая птица и разделанные туши,   на вопрос: «Куда пойдет мальчуган?»
 Питер Артсен из Амстердама по   ливер, ветчина, окорока и колбасы.   На площадь, она видна в окне, где
 прозвищу Питер Длинный. Начи-  Это образы неумеренности, обжор-  собрался народ посмотреть на шута.
 нал художник как алтарный жи-  ства и привязанности к плотским   Или по поручениям матери?
 вописец, но потом увлекся более   удовольствиям. Но если отвлечься   Европа XVI–XVII веков не могла
 светскими темами. Доминантой   от мясных деликатесов и вглядеться   похвастаться грамотностью на-
 его натюрмортов являются мясные   в задний план, то слева в оконном   селения. Единицы умели читать
 или рыбные лавки, где товар пока-  проеме можно увидеть евангель-  и писать. Но смотреть могли все. Так
 зан во всей своей красе. Как того   скую сцену бегства в Египет, которая   что, в живописи своего времени они
 и требует жанр. А вот чего жанр не   резко контрастирует с натюрмортом   видели куда больше нашего и чита-
 требует, так это присутствие людей,   на переднем плане. Дева Мария   ли ее, как увлекательную книгу.
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148