Page 140 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 140

134     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ


                                                                                                                                                                                                                        Под ним или вокруг него распо-
                                                                                                                                                                                                                        лагались россыпи недолговечных
                                                                                                      Геррит Виллем Хеда                                                                                                цветов. Нижняя часть композиции
                                                                                                  (сын Вмллема Класа Хеды                                                                                               всегда отводилась символам бренно-
                                                                                                    1620–1702) «Завтрак»                                                                                                сти: сломанные или увядшие цве-
                                                                                                                                                                                                                        ты, осыпавшиеся лепестки, пустые
                                                                                                                                                                                                                        раковины, гусеницы, мухи. Сама же
                                                                                                                                                                                                                        ваза выполняла роль хрупкого сосу-
                                                                                                                                                                                                                        да, готового вот-вот разбиться.
                                                                                                                                                                                                                           Самое удивительное в голланд-
                                                                                                                                                                                                                        ских натюрмортах — это безуслов-
                                                                                                                                                                                                                        ное ощущение комнаты и присут-
                                                                                                                                                                                                                        ствия человека. Хотя на первый
                                                                                                                                                                                                                        взгляд, все, что мы видим это толь-
                                                                                                                                                                                                                        ко накрытый стол и серую стену за
                                                                                                                                                                                                                        ним. Каким же образом угадыва-
                                                                                                                                                                                                                        ется пространство и человек? При
                                                                                                                                               Ян Давидс Де Хем (1606–1684)                                             помощи тех самых хитростей, на
                                                                                                                                                                                                                        которые художники барокко были
                                                                                                                                                                                                                        большие мастера. Если смотреть
                                                                                                                                                                                                                        внимательно, то каждый натюр-
                                                                                                                                                                                                                        морт говорит нам, что в комнате
                                                                                                                                                                                                                        есть окно. Его отражение можно
                                                                                                                                                                                                                        увидеть на стенке бокала. С той
                                                                                                                                                                                                                        же стороны идет основной свет на
                                                                                                                                                                                                                        картине. Эта деталь, едва уловимая
                                                                                                                                                                                                                        глазом, делает пространство менее
                                                                                                                                                                                                                        камерным. Добавляет уюта. Что
                                                                                                                                                                                                                        же касается присутствия людей, то
                                                                                                                                                                                                                        здесь все очевидно. Кто-то же дол-
                                                                                                                                                                                                                        жен был почистить лимон, разло-
                                                                                                                                                                                                                        мить гранат, раскрыть устрицы
                                                                                                                                                                                                                        и съесть пирог. Кто-то скомкал ска-
                                                                                                                                                                                                                        терть и обронил вазу. Весь этот ка-
                                                                                                                                                                                                                        вардак. Эти небрежно брошенные
                                                                                                                                                                                                                        приборы, которые хочется подойти
                                                                                                                                                                                                                        и поправить, пока не упали, созда-
                                                                                                                                               Бальтазар ван дер Аст (1593–1657)


            сказать, что наше сегодняшнее        кислый внутри. Погасшая свеча, она   товать значение каждого элемента
            представление об утреннем при-       на заднем плане, говорит о скоротеч-  букета, каждый был волен по-своему.
            еме пищи сильно изменилось, но       ности земной жизни, а беспорядок     В XVI–XVII веках в Европе большой
            в 1652 году, а именно тогда было     на столе указывает на осознанное     популярностью пользовались книги
            создано полотно, вино и лобстеры на   разрушение своей души. Но самым     по символике цветов. Согласно этим
            завтрак считались нормой для зажи-   примечательным на картине явля-      изданиям чуть ли не каждый цветок
            точных горожан. Впрочем, как уже     ется не вся эта сочно прописанная    имел несколько значений. Напри-
            известно, картина с едой говорит     атрибутика греховности. Основной     мер, нарцисс с одной стороны указы-
            вовсе не о еде и аппетите заказчика.   элемент композиции высокий тон-    вал на самовлюбленность, согласно
            Здесь речь идет о нравственности.    кий бокал. В XVII веке такие бокалы   античной мифологии, с другой —
            И на первый взгляд, все не очень     использовались, как мерная емкость   был символом Богоматери.
            симпатично. Краб олицетворяет        с метками. Его присутствие на столе     Художники нередко специально
            плотские утехи. Его нарочито раз-    это символ человеческой жизни —      путали зрителей, составляя букеты
            вернутое положение кажется чуть      больше отмеренного не проживешь.     сразу в двух символических направ-
            ли не вызывающим. Бокал с недо-      Второе его значение — чувство меры,   лениях — святости и гордыни. То, что
            питым вином в данном случае не       а не отказ от удовольствий.          для нас сегодня загадка для жителей
            символ причастия. Вино же белое.        Цветочные натюрморты разга-       Европы того времени было очевид-
            Это символ не до конца прожитой      дать было куда сложнее. Общее зна-   ным. Цветочный натюрморт читали
            жизни. Серебряная посуда символи-    чение всех композиций сводилось      либо сверху вниз, либо от середины.
            зирует тщетность земных богатств.    к скоротечности бытия. Подобно       Главный цветок, чаще всего был
            Очищенный лимон говорит о пре-       распустившемуся цветку жизнь че-     символом добродетели, которую
            дательстве. Красивый снаружи,        ловека стремительно увядает. Трак-   подчеркивали бабочки и стрекозы.                         Виллем Клас Хеда (1593/1594–1680/1682)                                    Мария ван Остервейк (1630–1693)
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145