Page 139 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 139
132 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ
Виллем Клас Хеда
(1593/1594–1680/1682)
«Натюрморт с накрытым столом»
СИМВОЛЫ ВАНИТАС
череп — неизбежность смерти зеркало — тщеславие, гордыня, призрачность бытия
гнилые фрукты — увядание жизни, наступление старости разбитая и пустая посуда — отсутствие жизненной энергии
увядающие цветы — скоротечность жизни песочные часы — скоротечность времени
зеленые ветви и ростки зерна — напоминание о круго- музыкальные инструменты — эфемерность веселой
вороте жизни и ее возрождении после смерти разгульной жизни
улитка — человеческая лень, один из семи смертных грехов деньги и драгоценности — богатство
мыльный пузырь — уязвимость жизни глобус, корона или скипетр — земная власть
погасшая свеча — покинувшая этот мир человеческая душа книги — тщетность знаний
карты, кости, шахматы — страсть к азартным играм, медицинские инструменты — напоминание о человече-
получению сомнительных удовольствий ских болезнях.
БРЕННОСТЬ БЫТИЯ оборотной стороне картин, наделяя Ванитас не только напоминали его. Так, например, мастера Харлема
предпочитали писать «завтраки».
те дополнительным смыслом.
о скоротечности жизни, они преду-
В XVI веке ванитас выбрались
Гаага предлагала заказчикам натюр-
преждали об искушениях.
из тени портретов. Наибольшую
К XVII веку натюрморт приоб-
популярность они приобрели рел все характерные жанру черты. морты с рыбой. Антверпен славил-
ся цветочно-фруктовыми темами,
Устрицы не доедены, лимоны не дочищены, кубок опрокинут, а приборы вот-вот упадут в Голландии. Этому обстоятельству Лучшие мастера были родом из ну а университетский Лейден был
немало способствовало распростра-
верен черепам. Это было не просто
Нидерландов. После войны с Испа-
со стола. Примерно так выглядит большинство голландских натюрмортов. Создается нение протестантизма, который нией страна возвращалась в преж- изображение предметов на холсте.
ощущение, что здесь кто-то был, начал трапезу, а потом в спешке удалился. Но кто? отрицал католическую мишуру. нее русло. Хотелось красок, вкусной Это были хвалебные песни родине.
На этот вопрос могут ответить предметы натюрморта, если уметь их читать. С точки зрения протестантов, хри- еды и уюта. Все это обеспечивал Ее щедрым дарам. Все это ничуть не
за небольшие деньги натюрморт.
ослабляло морализаторского кон-
стианская служба не нуждалась
в чувственном обрамлении — она После жарких костров аутодафе, текста любого натюрморта. Люди
Основная цель натюрморта — это сет в себе идею конечности бытия, шая свеча, увядшие цветы или гни- более для слуха, чем для глаза. Жи- которыми сопровождалась война, того времени легко читали зашиф-
не услада глаз. То есть, безусловно, а детали раскрывают сам сюжет. ющие овощи. Для усиления эффекта вопись покинула храмы, и ее основ- черепа не пользовались большим рованное послание. Большинство
искусство мастеров живописи за- Наиболее откровенные отсылки художники дополняли ванитас ным предназначением стало мора- спросом. Зато были в почете съест- натюрмортов несло как бы два
ставляет изумляться натуральности к смерти отражены в натюрмортах философскими высказываниями. Та- лизаторство. Вот тут-то на помощь ные припасы. Рыба, мясо, колбасы, смысла. Что-то вроде первого плана
изображаемых предметов, но глав- vanitas — «суета сует». Это довольно кими как, momento more — «помни и пришли ванитас — лаконичный овощи, фрукты и дорогие столовые и второго. Взять, к примеру, худож-
ное в этом жанре понять, что все, мрачные картины. Обязательным о смерти» или tempos fugit — «время рассказ о том, как жить нельзя. приборы. Каждый город специа- ника из Харлема Герриту Виллемса
что мы видим мертво. Цветы сре- элементом которых является череп. быстротечно», или ubi sant — «где К черепам, помимо песочных часов лизировался на своем товаре и на Хеду.
заны, овощи сорваны, рыба, птица Рядом с ним располагаются соответ- они» и т. д. Ранние ванитас не явля- и увядших цветов, присоединились своей теме. По ассортименту на- Согласно традициям, о которых
убиты. Отсюда и название «nature ствующие замыслу предметы. Это лись самостоятельным произведе- книги, зеркала, музыкальные ин- тюрморта можно было определить, уже говорилось, он специализиро-
morte» — мертвая природа. Жанр не- могут быть песочные часы, погас- нием искусства. Их располагали на струменты, глобусы, улитки и пр. откуда родом художник, писавший вался на обильных завтраках. Надо