Page 138 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 138

132     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ



                                                                                                            Виллем Клас Хеда
                                                                                                        (1593/1594–1680/1682)
                                                                                                   «Натюрморт с накрытым столом»

































                                                                                                                                                                    СИМВОЛЫ ВАНИТАС

                                                                                                                                                                    череп — неизбежность смерти                зеркало — тщеславие, гордыня, призрачность бытия
                                                                                                                                                                    гнилые фрукты — увядание жизни, наступление старости  разбитая и пустая посуда — отсутствие жизненной энергии
                                                                                                                                                                    увядающие цветы — скоротечность жизни      песочные часы — скоротечность времени
                                                                                                                                                                    зеленые ветви и ростки зерна — напоминание о круго-  музыкальные инструменты — эфемерность веселой
                                                                                                                                                                    вороте жизни и ее возрождении после смерти  разгульной жизни
                                                                                                                                                                    улитка — человеческая лень, один из семи смертных грехов  деньги и драгоценности — богатство
                                                                                                                                                                    мыльный пузырь — уязвимость жизни          глобус, корона или скипетр — земная власть
                                                                                                                                                                    погасшая свеча — покинувшая этот мир человеческая душа  книги — тщетность знаний
                                                                                                                                                                    карты, кости, шахматы — страсть к азартным играм,   медицинские инструменты — напоминание о человече-
                                                                                                                                                                    получению сомнительных удовольствий        ских болезнях.





            БРЕННОСТЬ БЫТИЯ                                                                                                                    оборотной стороне картин, наделяя    Ванитас не только напоминали        его. Так, например, мастера Харлема
                                                                                                                                                                                                                        предпочитали писать «завтраки».
                                                                                                                                               те дополнительным смыслом.
                                                                                                                                                                                    о скоротечности жизни, они преду-
                                                                                                                                                  В XVI веке ванитас выбрались
                                                                                                                                                                                                                        Гаага предлагала заказчикам натюр-
                                                                                                                                                                                    преждали об искушениях.
                                                                                                                                               из тени портретов. Наибольшую
                                                                                                                                                                                      К XVII веку натюрморт приоб-
                                                                                                                                               популярность они приобрели           рел все характерные жанру черты.    морты с рыбой. Антверпен славил-
                                                                                                                                                                                                                        ся цветочно-фруктовыми темами,
            Устрицы не доедены, лимоны не дочищены, кубок опрокинут, а приборы вот-вот упадут                                                  в Голландии. Этому обстоятельству    Лучшие мастера были родом из        ну а университетский Лейден был
                                                                                                                                               немало способствовало распростра-
                                                                                                                                                                                                                        верен черепам. Это было не просто
                                                                                                                                                                                    Нидерландов. После войны с Испа-
            со стола. Примерно так выглядит большинство голландских натюрмортов. Создается                                                     нение протестантизма, который        нией страна возвращалась в преж-    изображение предметов на холсте.
            ощущение, что здесь кто-то был, начал трапезу, а потом в спешке удалился. Но кто?                                                  отрицал католическую мишуру.         нее русло. Хотелось красок, вкусной   Это были хвалебные песни родине.
            На этот вопрос могут ответить предметы натюрморта, если уметь их читать.                                                           С точки зрения протестантов, хри-    еды и уюта. Все это обеспечивал     Ее щедрым дарам. Все это ничуть не
                                                                                                                                                                                    за небольшие деньги натюрморт.
                                                                                                                                                                                                                        ослабляло морализаторского кон-
                                                                                                                                               стианская служба не нуждалась
                                                                                                                                               в чувственном обрамлении — она       После жарких костров аутодафе,      текста любого натюрморта. Люди
            Основная цель натюрморта — это       сет в себе идею конечности бытия,    шая свеча, увядшие цветы или гни-                        более для слуха, чем для глаза. Жи-  которыми сопровождалась война,      того времени легко читали зашиф-
            не услада глаз. То есть, безусловно,   а детали раскрывают сам сюжет.     ющие овощи. Для усиления эффекта                         вопись покинула храмы, и ее основ-   черепа не пользовались большим      рованное послание. Большинство
            искусство мастеров живописи за-      Наиболее откровенные отсылки         художники дополняли ванитас                              ным предназначением стало мора-      спросом. Зато были в почете съест-  натюрмортов несло как бы два
            ставляет изумляться натуральности    к смерти отражены в натюрмортах      философскими высказываниями. Та-                         лизаторство. Вот тут-то на помощь    ные припасы. Рыба, мясо, колбасы,   смысла. Что-то вроде первого плана
            изображаемых предметов, но глав-     vanitas — «суета сует». Это довольно   кими как, momento more — «помни                        и пришли ванитас — лаконичный        овощи, фрукты и дорогие столовые    и второго. Взять, к примеру, худож-
            ное в этом жанре понять, что все,    мрачные картины. Обязательным        о смерти» или tempos fugit — «время                      рассказ о том, как жить нельзя.      приборы. Каждый город специа-       ника из Харлема Герриту Виллемса
            что мы видим мертво. Цветы сре-      элементом которых является череп.    быстротечно», или ubi sant — «где                        К черепам, помимо песочных часов     лизировался на своем товаре и на    Хеду.
            заны, овощи сорваны, рыба, птица     Рядом с ним располагаются соответ-   они» и т. д. Ранние ванитас не явля-                     и увядших цветов, присоединились     своей теме. По ассортименту на-        Согласно традициям, о которых
            убиты. Отсюда и название «nature     ствующие замыслу предметы. Это       лись самостоятельным произведе-                          книги, зеркала, музыкальные ин-      тюрморта можно было определить,     уже говорилось, он специализиро-
            morte» — мертвая природа. Жанр не-   могут быть песочные часы, погас-     нием искусства. Их располагали на                        струменты, глобусы, улитки и пр.     откуда родом художник, писавший     вался на обильных завтраках. Надо
   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143