Page 142 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 142

136     |     СТИЛЬ ЖИЗНИ            ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ


                                                                                      протягивает последний ломоть
                                                                                      хлеба нищей девочке. Примеча-
                                                                                      тельно, что окно расположено над
                                                                                      блюдом, где крест-накрест лежат
                                                                                      две рыбы — символ христианства
                                                                                      и Христа. И это еще не все. Справа
                                                                                      в глубине изображена таверна. За
                                                                                      столом у огня сидит веселая компа-
                                                                                      ния, выпивает и ест устриц, которые
                                                                                      ассоциируются с похотью. Рядом
                                                                                      со столом висит разделанная туша,
                                                                                      указывающая на неотвратимость
                                                                                      смерти и мимолетность земных
                                                                                      радостей. Тут же мясник в красной
                                                                                      рубахе разбавляет вино водой. Вро-
                                                                                      де все понятно, но стоит обратить
                                                                                      внимание на то, что посетители та-
                                                                                      верны сидят лицом к мясной лавке,
                                                                                      а вот в сцене бегства в Египет пер-
                                                                                      сонажи повернуты к ней спиной.
            Питер Артсен (1508–1575) «Мясная Лавка»                                   Как подсказка. Бегите от распутной
                                                                                      жизни, спасайте душу.
                                                                                         Франс Снейдерс также помещал
                                                                                      людей рядом с натюрмортами. Его
                                                                                      работа «Рыбная лавка» рассказывает
                                                                                      целую историю об одной семье. Для
                                                                                      начала в этом натюрморте вообще
                                                                                      главная роль отведена людям, хотя
                                                                                      дары моря занимают большую часть
                                                                                      полотна. Рассматривать картину
                                                                                      стоит слева направо. То есть, сперва,
                                                                                      зритель видит устриц — грехопа-
                                                                                      дение и сладострастие. Затем краб
                                                                                      лапами вверх с тем же посылом. Но
                                                                                      все это далеко от женщины и ребен-
                                                                                      ка. В непосредственной близости от
                                                                                      них все приобретает вид нравствен-
                                                                                      ности и благочестия. Лицо женщины                                                                       ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ
                                                                                      так активно привлекает к себе вни-
                                                                                      мание, что не сразу можно обратить
                                                                                      внимание на то, что у мальчика на
                                                                                      спине висит корзинка со сладостями.                                                              МЕЧТА О ЛЮБВИ
                                                                                      А к корзинке прикреплены два крас-
            Франс Снейдерс (1579–1657) «Рыбная лавка»                                 ных башмачка. Это символ праздни-
                                                                                      ка — день Святого Николая. Значит
            ют впечатление, что человек толь-    пейзажей и библейских сцен. Арт-     на дворе 6 декабря. В этот день всем
            ко что вышел из комнаты и вот-вот    сен умудрился собрать воедино все    послушным детям дадут подарки,
            вернется. Это и делает изображение   и у него получилось. В натюрморте    а непослушных отлупят розгами.
            «мертвой натуры» живой.              «Мясная лавка» почти все простран-   Они у мальчика в корзинке тоже
               Не все голландские мастера        ство занимает ломящийся от яств      имеются. Что получит мальчик, ре-
            довольствовались иллюзорным          стол. Здесь множество видов мяса:    шать зрителю. Надо только ответить
            присутствием человека. Например,     убитая птица и разделанные туши,     на вопрос: «Куда пойдет мальчуган?»
            Питер Артсен из Амстердама по        ливер, ветчина, окорока и колбасы.   На площадь, она видна в окне, где
            прозвищу Питер Длинный. Начи-        Это образы неумеренности, обжор-     собрался народ посмотреть на шута.
            нал художник как алтарный жи-        ства и привязанности к плотским      Или по поручениям матери?
            вописец, но потом увлекся более      удовольствиям. Но если отвлечься        Европа XVI–XVII веков не могла
            светскими темами. Доминантой         от мясных деликатесов и вглядеться   похвастаться грамотностью на-
            его натюрмортов являются мясные      в задний план, то слева в оконном    селения. Единицы умели читать
            или рыбные лавки, где товар пока-    проеме можно увидеть евангель-       и писать. Но смотреть могли все. Так
            зан во всей своей красе. Как того    скую сцену бегства в Египет, которая   что, в живописи своего времени они
            и требует жанр. А вот чего жанр не   резко контрастирует с натюрмортом    видели куда больше нашего и чита-
            требует, так это присутствие людей,   на переднем плане. Дева Мария       ли ее, как увлекательную книгу.
   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147