Page 141 - Журнал "Стиль Жизни" # (48) 2022
P. 141
134 | СТИЛЬ ЖИЗНИ ИЛЛЮСТРАТОРЫ ВРЕМЕНИ
Под ним или вокруг него распо-
лагались россыпи недолговечных
Геррит Виллем Хеда цветов. Нижняя часть композиции
(сын Вмллема Класа Хеды всегда отводилась символам бренно-
1620–1702) «Завтрак» сти: сломанные или увядшие цве-
ты, осыпавшиеся лепестки, пустые
раковины, гусеницы, мухи. Сама же
ваза выполняла роль хрупкого сосу-
да, готового вот-вот разбиться.
Самое удивительное в голланд-
ских натюрмортах — это безуслов-
ное ощущение комнаты и присут-
ствия человека. Хотя на первый
взгляд, все, что мы видим это толь-
ко накрытый стол и серую стену за
ним. Каким же образом угадыва-
ется пространство и человек? При
Ян Давидс Де Хем (1606–1684) помощи тех самых хитростей, на
которые художники барокко были
большие мастера. Если смотреть
внимательно, то каждый натюр-
морт говорит нам, что в комнате
есть окно. Его отражение можно
увидеть на стенке бокала. С той
же стороны идет основной свет на
картине. Эта деталь, едва уловимая
глазом, делает пространство менее
камерным. Добавляет уюта. Что
же касается присутствия людей, то
здесь все очевидно. Кто-то же дол-
жен был почистить лимон, разло-
мить гранат, раскрыть устрицы
и съесть пирог. Кто-то скомкал ска-
терть и обронил вазу. Весь этот ка-
вардак. Эти небрежно брошенные
приборы, которые хочется подойти
и поправить, пока не упали, созда-
Бальтазар ван дер Аст (1593–1657)
сказать, что наше сегодняшнее кислый внутри. Погасшая свеча, она товать значение каждого элемента
представление об утреннем при- на заднем плане, говорит о скоротеч- букета, каждый был волен по-своему.
еме пищи сильно изменилось, но ности земной жизни, а беспорядок В XVI–XVII веках в Европе большой
в 1652 году, а именно тогда было на столе указывает на осознанное популярностью пользовались книги
создано полотно, вино и лобстеры на разрушение своей души. Но самым по символике цветов. Согласно этим
завтрак считались нормой для зажи- примечательным на картине явля- изданиям чуть ли не каждый цветок
точных горожан. Впрочем, как уже ется не вся эта сочно прописанная имел несколько значений. Напри-
известно, картина с едой говорит атрибутика греховности. Основной мер, нарцисс с одной стороны указы-
вовсе не о еде и аппетите заказчика. элемент композиции высокий тон- вал на самовлюбленность, согласно
Здесь речь идет о нравственности. кий бокал. В XVII веке такие бокалы античной мифологии, с другой —
И на первый взгляд, все не очень использовались, как мерная емкость был символом Богоматери.
симпатично. Краб олицетворяет с метками. Его присутствие на столе Художники нередко специально
плотские утехи. Его нарочито раз- это символ человеческой жизни — путали зрителей, составляя букеты
вернутое положение кажется чуть больше отмеренного не проживешь. сразу в двух символических направ-
ли не вызывающим. Бокал с недо- Второе его значение — чувство меры, лениях — святости и гордыни. То, что
питым вином в данном случае не а не отказ от удовольствий. для нас сегодня загадка для жителей
символ причастия. Вино же белое. Цветочные натюрморты разга- Европы того времени было очевид-
Это символ не до конца прожитой дать было куда сложнее. Общее зна- ным. Цветочный натюрморт читали
жизни. Серебряная посуда символи- чение всех композиций сводилось либо сверху вниз, либо от середины.
зирует тщетность земных богатств. к скоротечности бытия. Подобно Главный цветок, чаще всего был
Очищенный лимон говорит о пре- распустившемуся цветку жизнь че- символом добродетели, которую
дательстве. Красивый снаружи, ловека стремительно увядает. Трак- подчеркивали бабочки и стрекозы. Виллем Клас Хеда (1593/1594–1680/1682) Мария ван Остервейк (1630–1693)