Page 106 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 106
102 НЕРЕАЛЬНЫЙ СТИЛЬ 103
ПОТЕРЯННЫЕ
ГОЛОВЫ
Все началось с фотографа Оскара Густава Рейландера. 40 лет своей жизни Рейландер
посвятил живописи, гравюре и литографии, но в 1853 году художнику пришло в голову
освоить фотодело. В городе Вулвергемптоне достойных педагогов не было, тогда Оскар
отправился в Лондон к самому Николасу Хеннеману. Просьба экс-художника звучала так: Оскар Густав Рейландер
(1813–1875). Создатель
«Научите меня фотографии, только по-быстрому, чтоб я успел на вечерний поезд». постановочных композиций.
Изобретатель композитной
печати. Фотокомпозмция «Два пути».
Рейландер одним из первых подошел к фотографии, как
к искусству. Его не интересовали просто застывшие позы, он
хотел динамики, жизни и масштабности. А для этого необ-
ходимо было освоить не только процесс фотографирования,
но и фотомонтажа. Одной из его самых знаменитых работ
стала аллегория под названием «Два пути». На работе запе-
чатлено 32 фигуры. Каждую из них Рейландер сфотографи-
ровал отдельно, наняв труппу актеров. Для единого света
фотограф использовал свою кошку, определяя степень осве-
щенности по ее зрачкам. Не менее тщательно он подготав-
ливал ткани, выкладывая их наиболее фактурным образом,
предварительно слегка смочив. При помощи искусного нало-
жения негативов и расположения их в нужном пространстве
Рейландер добился результата схожего с монументальной
живописью. Получилась работа размером 41X79 см. Крити-
ки восприняли аллегорию по-разному. Но, что значат слова
критиков, если сама королева Виктория купила шедевр Рей-
ландера для своего супруга.
По большому счету, Рейландер соединил живопись и фо-
тографию. Он не просто снимал модели, он подмечал типажи «Бедный Джо»
на улице, а потом воссоздавал увиденное в студии. Так было
с работой «Бедный Джо». Будучи в Лондоне мастер увидел
мальчика- оборванца. Ребенок врезался в память и не отпу-
скал. Вернувшись домой в Вулвергемптон, он нашел подхо-
дящего мальчишку, нарядил его в лохмотья и сфотографи-
ровал. По сути, он освоил жанровую фотографию, что было
смело в век портретов.
До сих пор никто не может разгадать как Рейландеру уда-
валось создавать такие живые фотографии. Каким образом
дети на его работах продолжали играть, не заглядывая в ка-
меру и не позируя. Как в фотографии «Сохраняйте досто-
инство». Эта сценка так же была подсмотрена на улице. Ма-
ленькие девочки играли в своих мам. Фотограф пригласил их
в студию. Щелчок фотокамеры и играющие дети стали ча-
стью фотоискусства. Работы фотографа впечатлили Чарль-
за Дарвина. Натуралист пригласил Рейландера иллюстри-
ровать книгу «Выражение эмоций у человека и животных».
«Огорчение» — одна из этих иллюстраций, она демонстри-
рует описанное Дарвином физическое состояние ребенка,
прежде чем он заплачет. Сокращаются мышцы вокруг глаз,
сдвигаются брови и опускаются уголки губ. Рейландер рас-
Оплата по всем заказам производится в момент установки сказывал, что позировавший мальчик так старался, что в ре- «Сплетница»