Page 107 - Журнал "Стиль Жизни" #32 (46) 2021
P. 107

102  НЕРЕАЛЬНЫЙ СТИЛЬ                                                                                                103

 ПОТЕРЯННЫЕ





 ГОЛОВЫ








 Все началось с фотографа Оскара Густава Рейландера. 40 лет своей жизни Рейландер
 посвятил живописи, гравюре и литографии, но в 1853 году художнику пришло в голову
 освоить фотодело. В городе Вулвергемптоне достойных педагогов не было, тогда Оскар
 отправился в Лондон к самому Николасу Хеннеману. Просьба экс-художника звучала так:   Оскар Густав Рейландер
            (1813–1875). Создатель
 «Научите меня фотографии, только по-быстрому, чтоб я успел на вечерний поезд».  постановочных композиций.
            Изобретатель композитной
            печати.                      Фотокомпозмция «Два пути».

            Рейландер  одним  из  первых  подошел  к  фотографии,  как
            к искусству. Его не интересовали просто застывшие позы, он
            хотел динамики, жизни и масштабности. А для этого необ-
            ходимо было освоить не только процесс фотографирования,
            но  и  фотомонтажа. Одной из его самых знаменитых работ
            стала аллегория под названием «Два пути». На работе запе-
            чатлено 32 фигуры. Каждую из них Рейландер сфотографи-
            ровал отдельно, наняв труппу актеров. Для единого света
            фотограф использовал свою кошку, определяя степень осве-
            щенности по ее зрачкам. Не менее тщательно он подготав-
            ливал ткани, выкладывая их наиболее фактурным образом,
            предварительно слегка смочив. При помощи искусного нало-
            жения негативов и расположения их в нужном пространстве
            Рейландер добился результата схожего с  монументальной
            живописью. Получилась работа размером 41X79 см. Крити-
            ки восприняли аллегорию по-разному. Но, что значат слова
            критиков, если сама королева Виктория купила шедевр Рей-
            ландера для своего супруга.
               По большому счету, Рейландер соединил живопись и фо-
            тографию. Он не просто снимал модели, он подмечал типажи          «Бедный Джо»
            на улице, а потом воссоздавал увиденное в студии. Так было
            с работой «Бедный Джо». Будучи в Лондоне мастер увидел
            мальчика- оборванца. Ребенок врезался в память и не отпу-
            скал. Вернувшись домой в Вулвергемптон, он нашел подхо-
            дящего мальчишку, нарядил его в лохмотья и сфотографи-
            ровал. По сути, он освоил жанровую фотографию, что было
            смело в век портретов.
               До сих пор никто не может разгадать как Рейландеру уда-
            валось создавать такие живые фотографии. Каким образом
            дети на его работах продолжали играть, не заглядывая в ка-
            меру и  не  позируя.  Как  в  фотографии  «Сохраняйте  досто-
            инство». Эта сценка так же была подсмотрена на улице. Ма-
            ленькие девочки играли в своих мам. Фотограф пригласил их
            в  студию. Щелчок фотокамеры и  играющие дети стали ча-
            стью фотоискусства. Работы фотографа впечатлили Чарль-
            за  Дарвина.  Натуралист  пригласил  Рейландера  иллюстри-
            ровать книгу «Выражение эмоций у человека и животных».
            «Огорчение» — одна из этих иллюстраций, она демонстри-
            рует описанное Дарвином физическое состояние ребенка,
            прежде чем он заплачет. Сокращаются мышцы вокруг глаз,
            сдвигаются брови и опускаются уголки губ. Рейландер рас-
 Оплата по всем заказам производится в момент установки  сказывал, что позировавший мальчик так старался, что в ре-  «Сплетница»
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112